Продолжается расследование крушения Ан-148 в Подмосковье. Свидетельства очевидцев дополнит информация из черных ящиков
В Межгосударственном авиационном комитете снимают информацию с так называемых черных ящиков Ан-148, один записывал параметры полета, второй — переговоры экипажа в кабине и с диспетчерами. В Следственном комитете России сказали, что разрушений на борту в воздухе не было — самолет взорвался уже после удара о землю.
Похоже, это момент трагедии. В сети появились кадры взрыва, зафиксированного камерой наблюдения одного из частных домов. Время 14:27 точно совпадает с моментом автокатастрофы. Самолет упал всего в полукилометре от деревни Степановское.
Учитывая близость населенного пункта и время катастрофы, свидетелей оказалось много и их еще вчера начали допрашивать следователи.
В день трагедии в этом районе была низкая облачность, поэтому большинство лишь слышали взрыв. Своими глазами все видели очень не многие.
Константин тоже один из важных свидетелей. Он с друзьями фактически первым попал на место трагедии, а потом показывал дорогу сотрудникам МЧС.
Эксперты говорят: разброс обломков по полю соответствует картине мощного удара самолета о землю и последовавшего за ним сильного взрыва. На основе данных о полете, зафиксированных на земле, специалисты отметают версию разрушения самолета до удара о землю.
«При таких мощных разрушениях конструкции самолет, скорее всего, потерял бы скорость и перешел в беспорядочное падение, между тем в момент взрыва самолет имел достаточную поступательную скорость», — отмечает авиаэксперт Алексей Захаров.
То, что машина врезалась в землю целиком, подтвердил и Следственный комитет.
«Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания. Взрыв возник после падения самолета», — сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.
На месте катастрофы в поле возник целый город, здесь работают сотни человек. Главная цель — постараться не пропустить ничего в глубоком снегу.
Все обломки должны доставить на военный аэродром Жуковский, где сделают так называемую выкладку – фрагменты самолета разложат один к другому
«Собрать каждую до мелочи часть самолета и выложить это все в размерах натурального самолета в ангаре. Исследование этих частей приводит к пониманию причин авиакатастрофы», — отмечает председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
По сути, приходится метр за метром просеивать снег. Конечно, на поле работает и целый отряд из семи десятков следователей.
«Сложности, которые на данный момент существуют, это достаточно глубокий снег. Очень сложные обстоятельства крушения, обломки раскиданы на достаточно большой территории», — отмечает руководитель московского регионального Следственного управления на транспорте Сергей Вазюлин.
Конечно, вместе с поисковиками здесь работают и медицинские эксперты. Мощный взрыв разметал по полю и останки пассажиров. По словам главы российского Минздрава, опознать погибших удастся только с помощью генетической экспертизы. В связи с этим в Орск направлен специальный борт МЧС с медиками.
«Мы организовал сбор генетических данных от близких родственников, что, естественно, важно для опознания останков. И людям не придется приезжать в Москву, а генетический материал будет просто отправлен в Москву самолетом», — сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
По словам экспертов, сбор останков на месте трагедии будет продолжаться около недели. Уже найдены оба самописца, параметрический и голосовой, специалисты говорят они повреждены, но их состояние вполне годится для снятия с них данных. За сутки обследована огромная площадь в районе катастрофы.
«Из 30 гектар, которые мы планировали обследовать с учетом Следственного комитета, с учетом МАКа, обследовано уже более 25 гектар. Сосредоточены основные усилия на центральных секторах», — рассказал начальник ГУ МЧС по Московской области Сергей Полетыкин.
Версий трагедии много. Есть, например, информация, что пилот АН-148 отказался обрабатывать самолет противоледным реагентом, и катастрофа могла случится из-за этого.
«Еще нужно уточнить, сколько времени на земле после предыдущей посадки на земле находился самолет. Если это время было достаточно большим, то, безусловно, нужно было в обязательном порядке не отказываться от обработки», — отмечает заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
Авиаэксперт Юрий Антипов, считает, что у самолета явно наблюдались проблемы с техникой. По информации сайта Флайтрадар, где фиксируются объективные данные полетов всех пассажирских самолетов, самолет набрал высоту, потом как бы провалился. Снова пошел вверх и затем упал. Кроме того, у борта в течение довольно короткого времени очень резко менялась скорость.
Вместе с тем майор ВВС, бывший летчик-инструктор Андрей Красноперов считает, что подобное поведение самолета, скорее всего, объясняется так называемым отказом датчиков ПВД высоты и скорости.
Окончательный вердикт должны вынести специалисты по расследованию таких катастроф. А на это нужно время, и немало. Необходимо собрать все обломки и расшифровать информацию с уже найденных черных ящиков. Уже вечером, неподалеку от места трагедии, жители деревни Степановское зажгли 71 свечу в память о каждом погибшем в этой катастрофе.