Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
18 февраля 2018, 21:45

В Дагестане развернулась полномасштабная борьба с коррупцией — в Махачкале снесут десятки незаконно построенных домов

На коллегии Генеральной прокуратуры РФ президент Владимир Путин сказал, что борьба с коррупцией в России получит всю необходимую политическую поддержку. Дагестан, где эта борьба развернулась в полную силу, может развиваться, может стать богатой республикой. В советское время там и промышленность была мощная. Одних только оборонных предприятий было шестнадцать. А сейчас по оценкам экономистов только 30-40% дагестанского бизнеса платит налоги, остальное в тени, платит только мзду чиновникам. Поэтому и бюджет республики на две трети – это федеральные дотации.

Безобразий много. Махачкалу чиновники просто убивали. Каждый клочок городской земли продавался. У одного чиновника была кличка Тротуар. Он продавал пятачки на тротуарах под киоски. Бензозаправки ставили прямо у жилых домов, нарушая все мыслимые нормы. Вы увидите в репортаже дом, который построили у железной дороги так, что поезда еле протискивались.

Я никогда не мог этого понять, не мог понять таких чиновников. Это же ваш город, ваша малая родина. Здесь живут ваши дети, будут жить ваши внуки... Не любят они свою малую родину. Любят только деньги.

Мало кто знает, что в Дагестане, например, производится огромное количество обуви, только в полуподпольных цехах – что называется, «гаражная экономика». А туризм? Каспийское море ничуть не хуже Черного. Сельское хозяйство – знаменитая левашинская капуста, овцеводство, фрукты. Всего этого может производиться в разы больше. Надо вывести экономику из тени. Если новое руководство будет опираться на легальный бизнес, на общество, будет успех.

С соседями из дома напротив можно фактически поздороваться за руку – это популярная в последние годы шутка в Дагестане. Только жителям этих новых домов явно не до смеха. Ширина улицы – от силы метров двенадцать, какие уж тут строительные нормы или правила противопожарной безопасности. Но кто-то же выдал разрешение на эту стройку, а значит, без, так сказать, дополнительных расходов или попросту без отката тут явно не обошлось. Еще пару лет назад, когда Мурад Муртузалиев покупал квартиру, никаких каменных джунглей под окнами не было. Оставалось чуть-чуть подождать и жить в новом комфортном микрорайоне.

«Нам говорили, что здесь будет детская площадка вроде бы. Потом, смотрим, с работы пришел – забор стоит, и этот котлован начали рыть», – говорит он.

Мурад с соседями писали письма во все инстанции, и стройку вроде заморозили, но забор как стоял, так и стоит. Из окон в гостиной вместо обещанного моря открывается вид на еще одну многоэтажку – участок на первой линии кто-то купил. И эти монолитные конструкции совсем не похожи на рекламный буклет.

«Нам обещали вот здесь – школа и садик будут на той стороне. Посмотрим», – говорит Мурад Муртузалиев.

Пока что одни здесь с опаской смотрят на шипящие газовые распределители, а другие наблюдают за наступлением кирпичных исполинов. На своих трех сотках Маликат Азизова и ее родные оказались буквально в ловушке – солнца почти нет, а во двор летит строительный мусор. В городской администрации ей посоветовали самой разбираться с застройщиками.

«Мы покупали землю, как частное строительство. У нас даже документы есть, что здесь запрещено строить высотки. Мы им показывали, мы с ними ругались, разговаривали, но все безуспешно», – говорит женщина.

Зато строители с успехом возводят все новые и новые квадратные метры. Юристы говорят – проблем с получением разрешений не возникает, если знать главное местное правило. Путь к сердцу чиновника лежит через его карман.

«Вообще стандартная ставка – 5% от рыночной стоимости жилья. Ты от этой стоимости 5% заносишь в администрацию Махачкалы. То есть, это стандарт, он прямо классический, он исторически сложившийся», – рассказал адвокат Арсен Магомедов.

Звучит почти забавно, и, похоже, 5% – в каком-то смысле магическая цифра в республике. В прессе писали – арестованный на прошлой неделе бывший глава правительства Дагестана Абдусамад Гамидов и его замы тоже якобы сидели на пятипроцентных откатах. Впрочем, это лишь одна схема.

Теперь уже бывший вице-премьер Шамиль Исаев, например, прославился благодаря турбазе «Орлиное гнездо». Еще недавно даже фотографий этого места не было в сети – 200 километров от республиканской столицы по тяжелой горной дороге, кто поедет проверять? Но спецкомиссия силовиков из Москвы все-таки доехала.

От этой красоты просто дух захватывает, но и схема воровства бюджетных денег под стать. По версии следователей, «Орлиным гнездом» фактически владел вице-премьер Шамиль Исаев, что  само по себе запрещено законом. Зато высокий пост помог включить турбазу в государственную инвестиционную программу, построить дорогу и коммуникации. Строительством, предположительно, занимались фирмы, подконтрольные Исаеву и другим дагестанским чиновникам – то есть, платили они себе из бюджета за ремонт собственного туристического «Гнезда». Цена вопроса – десятки миллионов рублей. Уже, как говорится, не красота, а, как говорится, красотища.

Глядя на отремонтированную турбазу или на дворцы дагестанских чиновников, стоит ли удивляться тому, что в Махачкале, похоже, можно в принципе построить что угодно. Например, дом на кладбище или прямо у железной дороги. Это видео удивленный машинист выложил в инстаграм летом – потом была проверка, много шума, и в итоге на несколько метров перенесли не дом, который ни по каким нормам не мог здесь появиться, а железную дорогу. Махачкалинский строительный бум по-настоящему впечатляет – в основном, какой-то невероятной жадностью чиновников и строителей, и тем, что у них получается.

Еще одно гениальное градостроительное решение, наверняка, должно войти в учебники по архитектуре – как не нужно строить. Впрочем, для Махачкалы такие лестницы вполне типичны. Кстати, главный архитектор Махачкалы, которого задержали в начале февраля и обвинили в превышении должностных полномочий, теперь проходит еще и по делу о халатности. Он, говорят следователи, испортил облик города. Надо полагать, не один – мэр Мусаев тоже под стражей.

«И все возмущены той статьей, за которую, в общем-то, арестовали Мусаева. Люди хотели, чтобы его арестовали за «убийство» Махачкалы, за точечную застройку, за то, что он сделал с городом», – говорит экономический обозреватель махачкалинского еженедельника «Новое дело» Андрей Меламедов.

Журналист Андрей Меламедов написал не один десяток статей о безумной городской застройке последних лет и не раз задавался вопросом, можно ли здесь строить честно. Есть ведь и те, кто, как генеральный директор строительной компании Осман Османов, принципиально не дают взяток. Османов называет себя строителем старой закалки – строит только в Каспийске. По сравнению с соседней Махачкалой это почти образцовый город. Но и своей работой этот уже немолодой человек недоволен.

«Вот смотрю на это, и строить не хочется. Ведь прежде чем заселить дом, надо подумать, где все эти люди будут работать. Горожане имеют жилье. Это люди, которые приехали с Махачкалы, с гор приехали, купили жилье. Их же надо обеспечить всем, что необходимо для нормальной жизни. Надо создать нормальные условия. Об этом никто не думает», – говорит Осман Османов.

Никто, похоже, и не думал, что однажды правила игры могут измениться. Новый глава региона Владимир Васильев уже заявил – все, что построено с нарушениями, власти снесут. Застройщики теперь пугают друг друга неофициальным списком из почти полутора сотен домов. Возможно, среди них есть и те, что как грибы выросли на морском побережье и с пугающей быстротой двигаются дальше.

Читайте также: