Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 марта 2018, 21:11

Россия информирует партнеров о своих новых возможностях: «Нас никто не слушал — послушайте сейчас»

 

Кирилл Клейменов

Как и почему это все у нас получилось? Ответ простой и, увы, вечный для нашей страны. Нас заставили. Вот так. Элементарно. Мы сами, чего греха таить, не очень озабочены собственным развитием. Нам всегда и так неплохо. Но вот пренебрежения и тем более унижения со стороны чужих мы не терпим. Наши предки не терпели. И мы не потерпим.


С одной стороны, грустно: нам, чтобы проснуться, нужна серьезная угроза. С другой, но ведь если столетиями между нами и, как мы их сейчас называем, западными партнерами происходит одно и то же, ну можно же и им выучить урок? Нет. До сих пор не получалось.


«Даже удивительно, но несмотря на все проблемы, с которыми мы сталкивались — в экономике, в финансах, в оборонной промышленности, в армии — но все-таки Россия оставалась и остается крупнейшей ядерной державой. Нет, с нами никто, по существу, не хотел разговаривать, нас никто не слушал — послушайте сейчас», — сказал президент в послании Федеральному собранию РФ.


Вот именно. Послушайте.

Эту историю можно было бы озаглавить так: «американское головокружение от успехов». Военным и политикам давно и хорошо известно, почему Россия считает угрозой для себя намерение американцев выстроить глобальную систему противоракетной обороны. Но чтобы еще раз объяснить это и собравшимся в зале, и всем, кто слушал это выступление, президенту пришлось вновь напомнить о событиях недавней истории. Как после окончания «холодной войны» Соединенные Штаты принялись разрушать фундамент системы планетарной безопасности.

«Еще в 2000 году США поставили перед нами вопрос о выходе Соединенных Штатов из Договора о противоракетной обороне, Россия была категорически против, мы исходили из того, что Советско-американский договор о ПРО от 1972 года являлся краеугольным камнем системы международной безопасности», — рассказал президент.

Для таких оценок были все основания. По Договору каждая из стран могла защитить от ракет только один район на своей территории. В СССР выбор пал на Москву, в США — на базу Гранд-Форкс, где расположены шахты межконтинентальных ракет.

«Наряду с договором об ограничении стратегических ядерных наступательных вооружений данное соглашение не только создавало определенную атмосферу доверия, но и гарантировало от бездумного, опасного для всего человечества применения одной из сторон ядерного оружия, поскольку ограниченность систем противоракетной обороны делала потенциального агрессора уязвимым для ответного удара. Мы долго уговаривали американцев не разрушать договор о ПРО. Не нарушать стратегического баланса. Все тщетно. В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из этого Договора», — сообщил глава государства.

От обеспокоенной России, заявившей, что в ответ нам придется развивать свои ударные вооружения, тогда, по сути, просто отмахнулись. И можно даже понять почему — после развала Советского Союза экономика России и ее армия были в плачевном состоянии.

«Техника в Российской армии устаревала, сами вооруженные силы находились, прямо скажем, в плачевном состоянии, на Кавказе шла гражданская война, а на наших ведущих предприятиях по обогащению урана сидели американские инспектора. Вопрос одно время стоял даже не о том, можем ли мы развивать систему стратегического оружия, некоторые задавались вопросом о том, в состоянии ли наша страна вообще безопасно содержать и обслуживать ядерное оружие, доставшееся нам после развала СССР. Видимо, у наших партнеров сложилось устойчивое мнение, что возрождение экономики, промышленности, оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил нашей страны до уровня, обеспечивающего необходимый стратегический потенциал, в обозримой исторической перспективе невозможно. А если это так, то нет и никакого смысла считаться с мнением России, нужно идти дальше и добиваться окончательного одностороннего военного преимущества, а затем и диктовать свои условия во всех остальных областях», — сказал Владимир Путин.

Москва все эти годы убеждала Вашингтон вернуться за стол переговоров. И небезуспешно. В 2010 году между странами был подписан Договор СНВ-3 — о дальнейшем сокращении стратегических ядерных ракет. Но, по словам президента, строительство системы ПРО эти договоренности попросту обесценивает.

«При сокращении носителей и боезарядов одновременно и бесконтрольно одной из сторон, а именно США наращивается количество противоракет, улучшаются их качественные характеристики, создаются новые позиционные районы, что в конечном итоге, если мы ничего не будем делать, приведет к полному обесценению российского ядерного потенциала. Ну, просто он будет весь перехватываться, вот и все», — пояснил Владимир Путин.

Чтобы понять, почему это так, нужно взглянуть на карту. Комплексы противоракетной обороны, помимо территории самих США, уже развернуты в Восточной Европе. С расширением блока НАТО на восток, один европейский район ПРО появился в Румынии, второй создается в Польше. В планах их появление в Японии и Южной Корее. 

Кроме того, противоракетные системы имеются на кораблях, которые дежурят у российских границ. Территория, которую они контролируют, включают в себя значительную долю Европейской части России. И чем ближе к нашим границам расположены противоракетные базы, тем большую угрозу они несут российским ракетам, получая возможность перехватывать их на самом уязвимом — разгонном участке траектории. К тому же, технологии перехвата постоянно совершенствуются. Не стоит забывать и о том, что пусковые установки ПРО могут оснащать обычными ударными крылатыми ракетами, а это уже нарушение другого Договора — об ограничении ракет средней и меньшей дальности.

Россия из своих ответных шагов никогда не делала секрета. Путин напомнил, что еще в 2004 году он открыто заявлял — мы в шаге от создания гиперзвукового оружия, против которого системы ПРО будут бессильны.

«Для чего мы это все делали? Для чего мы это говорили? Мы не делали никакой тайны из наших планов, а говорили об этом открыто, и для того, чтобы прежде всего, побудить наших партнеров к переговорам. Повторяю, это был 2004 год. Даже удивительно, но, несмотря на все проблемы, с которыми мы сталкивались, там, в экономике, в финансах, в оборонной промышленности, в армии, но все-таки Россия оставалась и остается крупнейшей ядерной державой. Нет, с нами никто по существу не хотел разговаривать. Нас никто не слушал — послушайте сейчас», — сказал президент.

Сейчас Россия может подкреплять свои доводы не просто словами. Системы вооружения, защиты от которых попросту не существует, стали реальностью. А американские комплексы ПРО теперь становятся, по большому счету, металлоломом.

«Тем, кто на протяжении последних 15 лет старается раздувать гонку вооружений, пытается получить в отношении России односторонние преимущества, вводи незаконные с международно-правовой точки зрения ограничения и санкции с целью сдержать развитие нашей страны, в том числе в военной области, скажу: все, все то, чему вы пытались помещать, воспрепятствовать, проводя такую политику, уже свершилось. Сдержать Россию не удалось», — сказал Владимир Путин.

Новейшие системы вооружения с их фантастическими возможностями должны надолго обеспечить безопасность России. Хотя главной опорой в деле защиты границ все равно остается не техника, даже самая современная, а люди.

«Конечно, еще многое предстоит сделать в сфере военного строительства, но уже сегодня мы с полным основанием можем заявить, в России создана современная, с учетом огромности нашей территории, компактная, высокотехнологичная армия, сердцем которой является преданный своей Родине, готовый на любые жертвы ради своего народа офицерский корпус. Техника, оружие, даже самое современное, рано или поздно появится в других армиях мира, это нас абсолютно не волнует, у нас это уже есть и будет еще лучше. Главное в другом — таких людей, таких офицеров, как наш летчик, Гвардии майор Роман Филиппов, у них не будет никогда», — подчеркнул президент.

Теперь Россия меняет тон в разговоре с западными странами. Уговоров и предупреждений больше не будет. Москва лишь проинформирует партнеров о своих новых возможностях. Которые, как уточнил президент, нисколько не нарушают международных договоров о контроле над вооружениями.

Послание Федеральному собранию
Показать еще

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей