Поездка Владимира Путина в Крым началась с осмотра моста через Керченский пролив и трассы «Таврида»
Президент 14 марта в Крыму. У него там запланированы несколько важных мероприятий, а началась поездка Владимира Путина с осмотра хода строительства моста через Керченский пролив и трассы «Таврида». Грандиозная стройка выходит на финишную прямую — в этом году по мосту должно начаться движение автомобильного транспорта, а в 2019 году — и железнодорожного.
Крымский мост — самый длинный и в России, и в Европе. Его протяженность 19 километров. Четырехполосная, по две в каждую сторону, автомобильная дорога с пропускной способностью до 40 тысяч машин в сутки, два железнодорожных пути. А для судоходства предусмотрены арочные пролеты высотой 35 метров. Их установка — одна из самых сложных задач, и справились с ней строители филигранно.
Владимир Путин назвал сооружение уникальным и впечатляющим. Отметив, что автомобильная часть моста практически готова, президент высказал пожелание, чтобы люди могли начать пользоваться им уже эти летом, а не с декабря, как планировалось. И вот теперь, как стало известно, движение легковых машин и автобусов может начаться уже после 9 мая.
Чтобы попасть в Крым, бампер к бамперу с зазором в десяток сантиметров фуры, автобусы и легковушки набиваются на паром.
- Другого нет варианта пока что, переправой всегда, — говорит водитель.
От берега Крыма до берега Краснодарского края паром идет всего 10 минут, но к этому времени нужно добавить то, что пассажиры тратят на загрузку, выгрузку, иногда на очереди. Иметь в виду, что вне сезона паром ходит раз в полтора часа. А мост сократит время в пути между Керчью и Таманью до 10 минут. Мост очень ждут по обе стороны Керченского пролива!
- Так как мы не летаем, нам очень удобно будет сесть на машинку и приехать в любимый Крым, — признается женщина.
- Сейчас Крым — это командировки, а надо — чтобы это стало и отдыхом для семьи, — отмечает девушка.
- Вся Россия ждет, и мы ждем! — говорит молодой отец.
Он нужен разделенным большой водой семьям, нужен путешественникам. На мост делают ставку предприниматели. Вот, например, шампанист из Краснодарского края едет по делам к коллегам из Нового Света. С собой пока только клубника к шампанскому, в перспективе — тонны товара.
«У Крыма одна из основных форм бизнеса — это все-таки виноделие и виноградарство. Придется возить много всего — и саженцы, и шпалеру, и оборудование; когда мост построят, виноградарство в Крыму будет очень бурно развиваться», — рассказывает бизнесмен.
Возможности паромов — сколько бы их ни было — с тем, что даст мост, несопоставимы. 14 миллионов пассажиров и 13 миллионов тонн грузов в год!
Большая часть Крымского моста уже заасфальтирована. Местами — как здесь, близ фарватера — ведутся последние, подготовительные работы перед укладкой дорожного полотна, но в целом автомобильный мост уже почти что готов.
А рядом приобретает очертания мост железнодорожный. Он готов на 50% с лишним, и его сдадут в 2019-м. В перспективе каждый день по 47 поездов в каждую сторону. Чтобы сдержать обещание, более 10 тысяч мостостроителей работают круглые сутки. Поблагодарить их за уже почти что выполненную работу 14 марта приехал президент.
«Ну, интересный объект. Интересный, мощный. И получается, даже раньше срока, насколько я понимаю. Хотелось бы, конечно, чтобы люди уже могли в летний сезон уже, хотя понятно, что нужно еще подъездные пути, чтобы дорожники там поработали как следует. Ну, я могу сказать, что это впечатляет! Получается, у вас просто уникальное сооружение не только для нашей страны, но, я думаю, что в мире аналогов таких не много», — отметил Владимир Путин.
Автомобильная часть моста, как многие и надеялись, может быть открыта уже к началу курортного сезона. Правда, туристам стоит иметь в виду, что сперва через переправу пустят легковушки и пассажирские автобусы, а еще что крымские дороги строятся не так быстро, как мост.
«Конечно, пробок будет не избежать, к этому надо с пониманием отнестись, поскольку реконструкция идет на масштабной протяженности транспортной системы, от Таманского берега, 40 километров подходов на Таманском берегу, почти 10-километровый участок на Керченском берегу, ну и далее, как я говорил, 280 километров до Севастополя», — рассказал министр транспорта РФ Максим Соколов.
И все же первая очередь скоростной трассы «Таврида», которая пройдет из Керчи через Симферополь в Севастополь, должна быть сдана в этом году, все четыре полосы — в 2020-м.
«Сейчас можно и по такой неподготовленной трассе, но все-таки можно от берега до берега уже проехать. Осталось только дооборудовать, я так понимаю автомобильную дорогу, разметку сделать, асфальт, но это не самая сложная работа. Во второй части, железнодорожной, еще предстоит немало сделать, в 2019 году будет», — заметил глава государства.
На время прибытия президента работы не прекращаются. Заколачиваются сваи — стальные трубы диаметром полтора метра — семь тысяч штук. Бетонируются опоры — под шесть сотен. Устанавливаются пролеты — 250 тысяч тонн стали. Самые тяжелые — над фарватером на высоте 35 метров над уровнем моря. Установка каждой из арок стала морской спецоперацией, за которой перед экранами телевизоров следила вся страна.
Также строители рассказали президенту о том, что пришлось ждать «погодного окна»: «Штормило так! Штормовой был октябрь, 480 часов простоя было. Вот этой погоды мы ждали, были готовы».
Всего два года стройки, а ведь еще зимой 2016-го, когда строители забивали первые сваи, некоторые сами не верили, что уложатся в срок.
«Честно сказать, не особо верилось, что так быстро произойдет. Сейчас уже точно понятно, что все уже закончено и скоро будет движение открыто по мосту», — поделился дорожный рабочий Олег Могильнов.
Переправу ждут не только в Крыму. Ждет вся страна, и строит — тоже!
- Из Нижнего Новгорода, Москва, Керчь, Омск, Башкирия, — представляются строители.
Среди них есть даже те, кто участвовал еще в стройке БАМа, в 80-е. Инженер Владимир Лебедев перекидывал мосты через реки Байкало-Амурской магистрали.
«Владимир Владимирович, я считаю, первой ласточкой, которая дала веру, это была Олимпиада в Сочи, вторым значимым объектом, будем считать, для России является Крымский мост. Спасибо Вам, Владимир Владимирович, за грандиознейший, значимый проект и возможность его реализации», — поблагодарил президента строитель Владимир Лебедев.
«Вам спасибо», — ответил глава государства.
«Крымский мост, я считаю, является очень важным событием в нашей России, дает нам надежду и веру в процветание и укрепление нашей державы», — продолжил строитель.
«Проект, который пытались реализовать еще при царе-батюшке, начинали, готовились к проектным работам. Первая мировая война не дала возможности это реализовать. Потом в 30-е годы попытались, тоже не смогли. И позже пытались уже, ничего не получилось. А у вас — получилось. Это здорово! Поздравляю. Ну, надеюсь, еще будет возможность поздравить вас с окончанием всего комплекса. Но то, что сделано, уже впечатляет», — сказал Владимир Путин.
«Надеемся, на открытие-то автомобильного моста приедете?» — спросил строитель.
«Постараюсь приехать, — пообещал Владимир Путин. — Спасибо вам большое».
Президент уже в третий раз на главной стройке страны и, похоже, следующей встречи с главным куратором работ мостостроителям ждать остается недолго.