Столетие оперной труппы отметил знаменитый Михайловский театр в Санкт-Петербурге
С юбилеем прославленный коллектив поздравил Владимир Путин, особо подчеркнув его уникальный вклад в развитие российской культуры. Именно этот театр в 1918-м стал экспериментальной площадкой для поистине революционных постановок. Там впервые прозвучали ранние оперы Шостаковича, произведения Прокофьева. Накануне на грандиозный гала-концерт с поздравлениями вышли выдающиеся певцы и музыканты, композиторы и дирижеры.
Нет, не с вешалки, а с увертюры начинается опера. «Севильский цирюльник» — первый музыкальный спектакль Государственного Михайловского театра. Март 1918-го, Гражданская война, а бывший Императорский ставит комедийную оперу. Пролетарская публика жадно внимает буржуазным Россини, Оффенбаху и Легару.
100 лет назад театр фактически создавался с нуля. До революции в Михайловском не было своей труппы. И вот «Пиковую даму» ставит Мейерхольд. Шостакович и Кабалевский пишут свои первые оперы. Тут работал Маяковский и пел Шаляпин. Сохранились макеты тех декораций. Даже сейчас они впечатляют: стальные конструкции, светящиеся транспаранты, настоящие паровозы, и все вращается с кинематографической скоростью.
«Эта программа, с одной стороны, экскурс в прошлое, с другой – такое испытание на прочность в настоящем, потому что это очень трудная для исполнения музыка», — говорит дирижер, художественный руководитель гала-концерта Владимир Юровский.
В 20-х годы в Михайловском была такая «Шамаханская царица», которую до сих пор не затмил ни один театр мира – ступала по иранским коврам, вся в цветах, под залпы фейерверков.
Аида Гарифуллина приехала из Вены в Петербург специально поздравить коллег со столетием и представить свою версию знаменитой арии.
«Все очень быстро развивается, быстро меняется, быстро меняются вкусы людей, меняется музыка. А что касается той музыки, прошлых веков, – это традиции. И, конечно, опера — вечна. Это классика! Те же самые оперы мы будем исполнять и через 20, и 30 лет, дай бог», — сказала заслуженная артистка Татарстана Аида Гарифуллина.
Среди ветеранов на юбилее – Сергей Лейферкус. В свои 71 он не просто в строю — он собирает полные залы Ковент Гардена. А родным считает Михайловский. Здесь он начинал, сдавал экзамены, пел классические партии, мюзиклы и джазовые оперы. Но с особой теплотой вспоминает детские спектакли, такие как оперу Виктора Лебедева «Волшебник изумрудного города».
«Железный дровосек, Страшила, Лев пели: "Все горы, и реки, и долины. Дорога делит на две половины…". Замечательная опера! Родители приводили маленьких детей, не 10-12, а 5-6-летних! И спектакли были сделаны специально для них», — рассказывает народный артист РСФСР Сергей Лейферкус.
Дети и сегодня частые гости театра. Для них — утренники и специальные образовательные программы. А еще в репертуаре есть, что называется, «неприкасаемые» оперы — настоящее наследие, богатство труппы.
«"Тоска", "Пиковая дама", была "Иоланта", мы ее снимаем, будет новая "Иоланта", и "Травиата" — вот три спектакля, которые останутся в репертуаре. Очень важно сохранять традицию в любом случае», — сказал художественный руководитель Михайловского театра Владимир Кехман.
Впрочем, театр намерен сохранять и репутацию нарушителя традиций, создателя смелых экспериментальных постановок. На днях уже прошли переговоры о сотрудничестве с одним скандально известным режиссером. Ему предстоит сделать неожиданную версию как раз «Иоланты». Возможно, в репертуаре теперь будут две постановки – академическая и ультрасовременная.