В одной из школ Кемеровской области в один миг не стало целого класса. Воспоминания тех, кто спасся сам и спас других
Очень трудно об этом говорить. В голове не укладывается. Все ведь это уже было. И не раз. Была уже «Хромая лошадь», торговый центр «Адмирал», дома престарелых. Теперь вот «Зимняя вишня». И ведь всех виновных в тех трагедиях нашли и наказали. И сейчас наверняка накажут. Настоящий ужас в том, что это не работает. Это не защищает нас от следующего кошмара.
А что защитит? Нас и, главное, наших детей? Конечно, на первый взгляд, система дала сбой. Система противопожарной безопасности. Но ведь не система закрыла на замок дверь аварийного выхода. И не она в момент возгорания отключила противопожарную сигнализацию.
Боюсь, дело здесь во всех нас. Чего-то со всеми нами не в порядке. Что-то не так. И как это исправить —- непонятно.
Хотя, конечно, не со всеми. В любой трагедии есть свои герои и свои подлецы. О подлецах чуть позже, а пока о тех, кто рисковал жизнью, спасая других.
В школе поселка Трещевский, что недалеко от Кемерово, пустынно и тихо. С этого дня у детей начались каникулы, но даже если бы занятия были в разгаре, вряд ли бы здесь был слышан детский гвалт. В небольшом поселении беда – одна на всех. А в школе в одночасье не стало практически целого класса.
На фото – те самые ребята, одноклассники из пятого «А». Говорят, они любили проводить время вместе и даже хвастались: наш класс самый дружный. В кино тоже решили ехать почти всем классом. Здесь это около десяти человек. Сопровождавшая их учительница сумела спастись – во время сеанса ее не было в зале. А восемь детей домой так и не вернулись.
11-летняя Вероника, о которой говорят молодые люди, была их троюродной сестрой. Это ее страница в социальной сети. Почти у всех ребят из класса время последнего посещения одно и то же – пятый час вечера. Пожар в торговом центре к тому времени бушевал вовсю, и дети уже понимали, что оказались в огненной ловушке.
Это самое страшное – когда родные в беде, а помочь им невозможно. Заблокированные в горящем торговом центре дети и взрослые звонили своим родным.
Эдуард Ковалевский отправил своих детей в кино с близкой подругой семьи. О том, что произошло в торговом центре, узнал уже от ее мужа. Судьба детей до сих пор неизвестна.
А Александр Лиллевялле до последнего говорил по телефону с дочерьми, которых отвел в кино на дневной сеанс. Три девочки. Старшей — 11 лет, младшей — всего пять.
Выбраться из западни девочки так и не сумели. Сейчас их имена официально в списках пропавших без вести. В этих бумагах вообще немало повторяющихся фамилий. В развлекательный центр в выходной день ехали семьями.
Кто-то из охранников торгового центра помогал детям и взрослым выбираться на улицу. А кто-то только мешал эвакуации. Есть свидетельства очевидцев, что охрана не пускала на лестницы детей, выбегавших из задымленных помещений. И теперь эти сообщения будут проверять следователи. Но среди посетителей было много и тех, кто старался помочь людям, оказавшимся в западне. Кемеровчанка Анна Заречнева рассказала в соцветии о поступке своего мужа. Чтобы вывести детей из кинотеатра, он пытался броситься в огонь.
Администратор в панике стояла и не знала что делать, какой-то мужчина кричал, что там, в одном из кинозалов остались его дети. Найдя кем-то оброненную шапку, Дима намочил ее водой и попытался пройти к залу. Но плотность и едкость дыма были столь высоки, что шапка просто не помогала.
Друзья этой девушки во время пожара тоже оказались внутри торгового центра и по телефону говорили ей, что пытаются прорваться к кинозалу, где в тот момент находились дети.
Любовь Гвоздкова вспоминает сегодня, как в панике пыталась организовать эвакуацию группы детей. В торговом центре ее дочь вместе с подругами отмечала день рождения. Когда женщина поняла, что пожарная сигнализация не работает, брать инициативу ей пришлось на себя.
Многие из тех, кто во время пожара оказался в одном из кинозалов, рассказывают сегодня о женщине, чьи действия, помогли им спастись. Контролер кинотеатра во время фильма вошла в зал и сообщила о начавшемся пожаре.
«Где-то в районе часа или часа с небольшим продолжительности фильма, зашла билетерша в зал и тихим голосом сказала: “Уважаемые гости, у нас пожар”. Она нам многим тем людям спасла жизнь. Потому что если мы бы вышли на три или хотя бы четыре минуты позже из зала, я уверен, что мы бы попали в коридор плотный с дымом, а это уже совершенно другие последствия», — рассказывает очевидец.
Константин Калабухов за спасение своего сына тоже благодарит одну из работниц развлекательного центра. Мальчик был в игровой комнате и не мог выбраться самостоятельно.
«Все дети выскочили оттуда, я пытаюсь что-то сделать, а влезть-то я туда не могу, потому что для детей это. И девушка из обслуживающего персонала залезла туда, вытащила ребенка, спасибо ей огромное», — благодарит Константин Калабухов.
Александр Калачов, тоже работник торгового центра, когда полыхнуло пламя, сумел вывести на улицу больше ста человек, которые отдыхали в боулинг-клубе. Сейчас он в больнице с отравлением угарным газом.
Жизнь большинства пострадавших от огня сейчас уже вне опасности. Тяжелее всего пока 11-летнему Сереже. Во время пожара и давки отец в надежде спасти сына помог ему выбраться из окна. Но падение было неудачным. Мальчик ударился о козырек. Сейчас он в реанимации и еще не знает, что в огне погибла вся его семья: родители и маленькая сестра.
«Тяжелый один пациент — мальчик 11 лет, его состояние стабильное, без ухудшения. Тактика ведения его полностью согласована, и, мы надеемся на то, что все должно быть хорошо», — отметила Вероника Скворцова.
В желании помочь пострадавшим кемеровчане с утра выстроились перед станцией переливания крови. Хотя врачи уверяют, что крови достаточно. Но для города и его жителей это стало еще одним символом объединения перед лицом общего горя.