На вручении премии «Золотая маска» назвали лучшие спектакли сезона и вспомнили Олега Табакова
Главное событие театрального сезона – в Москве вручили национальную премию «Золотая маска». Лучшим драматическим спектаклем стала постановка Малого драматического театра «Страх Любовь. Отчаяние». В номинации «Балет» награду получила «Сюита в белом» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Большому театру вручили Маску за балет «Билли Бадд». А Кирилл Серебренников получил награду как лучший режиссер в опере за спектакль «Чаадский» в Геликон-опере.
Спектакли сыграны, аплодисменты сорваны, им осталось взять последний рубеж театрального сезона: национальную премию «Золотая маска». Роботы, фантастические декорации, кислотный хоровод... Вместо вечернего платья на ведущей — урбанистический костюм. Это — будущее, в которое попадают все лауреаты с эмоциями настоящего.
«Этот сезон очень масштабный, очень мощный. Потому что было больше двухсот показов, очень много номинаций — особенно режиссерских», – говорит Игорь Костолевский, президент премии и фестиваля «Золотая маска».
Сразу 28 претендентов на звание лучшего режиссера. И Юрий Бутусов получает «Маску» за эксцентричный, гротескный, нехрестоматийный спектакль «Дядя Ваня».
«Я уже который раз назначаюсь лучшим режиссером, а лучшие спектакли все время делает Лев Абрамович, Римас Вадимыч, Андрей иногда... Какая-то подозрительная ситуация!» – смеется лауреат.
Пророческие слова: следом объявляют лучший спектакль, и выигрывает названный Бутусовым Лев Додин. «Страх, любовь, отчаяние» – это диалоги по произведениям Брехта, в которых лозунги эпохи Третьего рейха порой звучат как горькие истины.
«В России представление о Брехте, как о чем-то игрово-веселом и немножко шоу. Мне повезло: я видел его спектакли, которые привозили на первые гастроли в Советский Союз. Поэтому я видел совсем другого Брехта, это его спектакли, чем это представляют сегодня», – говорит народный артист РФ режиссер Лев Додин.
Слова благодарности на премии звучат всегда. Родным и коллегам. А здесь, напротив, его благодарил весь зал единым порывом — артиста, режиссера, педагога, ушедшего совсем недавно Олега Павловича Табакова.
Абсолютный лидер по количеству номинаций и полученных четырех «Масок» в этом году – Большой театр. Опера «Билли Бадд» признана лучшей, как и работа художника в этой постановке. Победа в номинации «Лучшая женская роль» досталась балету «Клетка». И специальной премией жюри отметило фантастический семейный дуэт: Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов в опере «Манон Леско».
«Значит, то, чем мы занимаемся, тратя свою жизнь, я имею в виду весь коллектив театра, весь коллектив, — значит, движемся в верном направлении», – сказал Владимир Урин, генеральный директор Большого театра.
Опера, лучший режиссер: им стал Кирилл Серебренников. Художественный руководитель «Гоголь-центра» сейчас находится под домашним арестом, следствие продолжается, премию вручили заочно. Алла Демидова, получившая маску за лучшую женскую роль в спектакле «Ахматова. Поэма без героя», говорила этим вечером о фундаментальном театральном сдвиге от высокого искусства к массовым шоу.
«Эстрада — это я, здравствуйте! Я — к вам! А театр, наоборот: вы ко мне. И вот это мы забыли, мы стали все больше и больше «Чего изволите?» – говорит актриса.
И вот теперь можно сказать: маски — розданы. Финальный штрих театрального сезона. А будущее... Туда уже устремлены их мысли: к новым ролям, постановкам, идеям.