Юбилей отмечает одна их самых популярных и массовых газет в России «Аргументы и факты»
Первый номер газеты вышел 40 лет назад. Но если тогда это был лишь статистический справочник, выпускался раз в месяц, со временем «АиФ» превратился в еженедельник и добился просто рекордных тиражей. Что в нем особенного, чем даже сейчас, в эпоху Интернета, читателей привлекают печатные «Аргументы и Факты»?
Страшный грохот и запах краски — в подмосковной типографии всю ночь печатали специальный номер газеты «Аргументы и факты». Сегодня утром он уже во всех киосках и в почтовых ящиках. Номер особенный — у «АиФ» круглая дата: сегодня газете 40 лет.
Свежий, горячий, юбилейный выпуск газеты «Аргументы и факты». О чем пишет редакция в день своего 40-летия? Политика, экономика, пенсии, банки, зарплаты. В общем, все то, что сделало газету любимой и популярной у миллионов россиян. До сих пор это самое массовое издание в России — 1 миллион 560 тысяч экземпляров.
Первые читатели всегда здесь, в типографии. Пока счетчик отмеряет десятки, сотни и тысячи, печатники успевают прочесть самое интересное. «АиФ» — единственная газета в стране, которая вся построена по принципу ответов на вопросы читателей. Причем отвечают не журналисты, а люди самые что ни на есть осведомленные. «Тут и министры, и известные все стране артисты, спортсмены и так далее», — подчеркивает главный редактор еженедельника «Аргументы и факты» Игорь Черняк.
Свежий номер еще только выкладывают на прилавки, а в редакции на планерке обсуждают новые публикации. Здесь знают, что читатели носят газету с собой как справочник с самой точной информацией обо всех сферах жизни. И часто доверяют ей больше, чем словам чиновников.
«С нашей газетой они ходят по государственным учреждениям, обращаются в разные инстанции и говорят: в «АиФе» написано, что, для того чтобы получить вот эту льготу, нужно сделать то-то и то-то. Оформите, пожалуйста. И не бывает вариантов, когда не оформляют!» — рассказывает генеральный директор издательского дома «Аргументы и факты» Руслан Новиков.
Все это позволило «АиФу» достигать огромных тиражей — зафиксированный рекорд 33,5 миллиона экземпляров. Это было в мае 1990 года. Во многом благодаря серии публикаций о зарплатах партийных функционеров. Газета первая написала, сколько получают членов Политбюро ЦК КПСС.
«Много лет, много десятилетий это было абсолютным табу, люди не знали ничего о партийной верхушке, и, когда появилась возможность приоткрыть эту дверцу, естественно, все захотели в нее заглянуть», — замечает редактор отдела политики «АиФ» Виталий Цепляев.
Бывший пресс-секретарь Бориса Ельцина Вячеслав Костиков работает в «АиФ» уже 17 лет. Говорит, что острые материалы газеты всегда попадали в сводки, которые готовили для президента.
«Это воспринимается нормально, это раздражает, но в конечном счете это один из способов влияния на власть, — говорит директор центра стратегического планирования газеты «Аргументы и факты» Вячеслав Костиков. — Если газета перестает печатать критические материалы, в какой-то момент президент скажет: вы мне больше эту газету на стол не кладите, мне это неинтересно», — рассказал Вячеслав Костиков.
Один из самых известных проектов редакции не публикация в газете, а книга. «Детская книга войны» — так называется сборник из 35 дневников, большую часть которых в редакцию прислали читатели. 35 мальчиков и девочек, застигнутые войной, оставили страшные свидетельства того времени. Блокадники, например, писали о потере родных, скрупулезно перечисляли, что удалось съесть за день, на полях рисовали еду, о которой мечтали. Все подписано в граммах.
Газета выпустила аудиоверсию книги, которую озвучили известные актеры, телеведущие и музыканты. Все это в свободном доступе на сайте: «Скоро месяц дают 200 граммов хлеба. Никаких продуктов, мы живем в детдоме, мама и тетя Таня живут вместе, на выходные дни берут нас домой. Ждем прибавки хлеба, надеемся».
Вот такой юбилей, в котором, как и в жизни страны, радости и победы чередуется с потерями, грустное в одном шаге от смешного. Не секрет, что для многих «Аргументы и факты» ассоциируются с лохматым терьером из рекламы начала 90-х. Тот ролик, к сожалению, не сохранился в хорошем качестве, но собака увековечена в бронзе. Журналисты на счастье трут ей нос, а кое-кто из сотрудников привел сегодня в редакцию живого двойника из той знаменитой рекламы.