В Петербурге нашли обломки истребителя времен Великой Отечественной с останками летчика на борту
На окраине Петербурга нашли обломки советского самолета, сбитого в воздушном бою в сентябре 1941 года. Истребитель МиГ-3. На таком легендарный Покрышкин летал. Судьба распорядилась так, что пилот погиб, защищая в прямом смысле свой дом. В Ленинграде его ждала жена. Такая вот у нас история.
Я бы предложил, если и насколько это возможно, оставить все как есть. Сделать такой вот памятник из обломков машины. Вот как выглядит наша Великая история. А не только в виде триумфального маршала Жукова на коне. И то, и другое было. И о том, и о другом нужно помнить и нам. И главное — нашим детям.
Из патронной ленты разбившегося МиГа еще достают уцелевшие снаряды. Крупнокалиберный пулемет — тоже хорошо сохранился. Почти полностью уцелел двигатель. Лопасти винта, трубки охлаждения. Остальное — тысячи обломков фюзеляжа.
«Коррозия фактически отсутствует, но ввиду сильного удара части самолета представляют из себя жесть, собранную в гармошку», — рассказывает руководитель отряда спецпоиска «Крылья Родины» Виктор Соболев.
Под толщей земли самолет нашли случайно. Строители готовили площадку под фундамент нового дома. «Приехали специалисты по разминированию, прошли все, обошли всю территорию и вот в этом месте был сильный сигнал. Пригласили поисковиков, и как только первые раскопки, сразу дали результат», — рассказывает строитель.
Редкий случай. При себе у летчика было портмоне. Поисковики достают его из летного комбинезона. Внутри орденская книжка, партиблет и удостоверение личности, где каллиграфически выведено: Бухтеев Василий Петрович.
Старший лейтенант Бухтеев в сентябре 1941 года в составе группы прикрывал Ленинград от массированных немецких налетов. Это была первая неделя блокады. Когда враг уже поджег Бадаевские склады с запасом продовольствия и пытался полностью уничтожить город.
«Шел штурм города, и у них такая тактика была, они поджигали город, вызывая панику, и войска входили буквально в пылающий город. Пехота держала рубеж на земле, а летчики — держали в воздухе. И вот они дрались несколько недель, наверное, две или три недели они непрерывно дрались. И гибли, гибли, гибли, гибли в этой мясорубке», — рассказывает член поискового движения Святой Георгий, член Русского географического общества Александр Скробач.
Воздушная оборона — почти 20 километров. В тот день самолеты эскадрильи Бухтеева несколько раз поднимались в воздух. В одном из боев старлей, видимо, и был смертельно ранен. Не смог катапультироваться и посадить самолет. В двигателе поисковики показывают отверстие — от 20-миллиметровой пушки вражеского «Мессершмитта».
В донесении о потерях напротив фамилии Бухтеев — скупая фраза: «Сбит в воздушном бою под Урицком». Сегодня это городской район Автово. Он был опытным летчиком, воевал на Халкинголе, и в Финскую войну. В наградном листе — представлен к ордену «Красного знамени», имел медаль «За отвагу». Про таких говорят: воздушный ас.
Поисковики полагают, что именно о нем пишет автор очерка о первых днях войны: «Каждый день, нет, по несколько раз в день, он глядит в глаза почетной смерти, но твердо верит в себя, в свой чудесный скоростной ястребок и, самое главное, в великое, правое дело, за которое вместе с ним поднялся двухсотмиллионный народ. Вот почему и перед боем, и после боя Бухтеев одинаково жизнерадостен, заражающе весел. Вся его плотная, невысокая, коренастая фигура дышит молодостью и завидным здоровьем, а карие глаза по-юношески ясны и улыбчивы» (Е. Лаганский «Мастера воздушного боя», 1941 г., Военмориздат).
Эти строчки военного автора пока, пожалуй, единственное описание героя. Фотографий в документах обнаружить не удалось. Известно, что в Ленинграде у летчика оставалась жена. И наверняка найдутся родственники. Его предадут земле со всеми почестями на малой Родине, в Подмосковье. А на месте гибели появится памятный мемориал. Уже сегодня сюда с интересом идут местные жители, рассказывая детям о подвиге целого поколения.