Художник Михаил Шемякин принимает поздравления с юбилеем
Михаилу Шемякину исполняется 75. Человек удивительной судьбы, долгое время он жил и работал за границей, его выслали из страны и лишили советского гражданства. Но мастер говорит: всегда считал себя преданным только российскому искусству.
Размытые тени на стене Большого или пятна под ногами превратятся в новые сказочные картины и образы. Ведь Михаил Шемякин создает их по методу самого Леонардо да Винчи, выискивая в, казалось бы, неприглядном и незаметном те миры, которые не в состоянии родить фантазия.
«Ночью я хожу, фотографирую, прохожу 15 километров по ночному Парижу и снимаю растоптанные бумажки, или там собачка пописала. И вдруг я вижу тощую фигуру Маяковского или Хармса, который вышагивает!» — рассказывает Михаил Шемякин.
Эти черные пачки родились после того, как он увидел кружение снежинок в свете ночных фонарей, и придумал заново все чарующие и пугающие образы, и его «Щелкунчик» вовсе не похож на детский сладкий утренник. Впрочем, часто этот его талант — мыслить не как все — многих настораживает. Лежа как-то в больничной палате, Михаил Шемякин вдруг начал всматриваться в экран выключенного телевизора.
«И я просто вдруг представил, что это мастерская Рембрандта. Приходили какие-то медсестры. Поскольку все было деформировано, как здесь, мое воображение дорисовывало. Вдруг вбегает санитар, знаете, здесь немножко забеспокоились больные, потому что вы напряженно смотрите в пустой экран!» — со смехом рассказывает Михаил Шемякин.
Иллюстрации к «Преступлению и наказанию» ленинградский музей Достоевского отказался принимать даже в дар, хотя потом, в изгнании, их купят за 600 тысяч долларов. Самого же Шемякина сначала выгнали из училища, а потом и вовсе упекли в спецклинику для душевнобольных. Пичкали лекарствами и слепили ярким светом — пытались вытравить любовь к западным художникам.
«Человек сидел и читал, и вместо Пикассо, говорил ПыкАссо, Ван Гох. И, одним словом, я понимал, и это немножко было смешно, это меня спасало от этого ужаса, который может произойти», — вспоминает Михаил Шемякин.
Песню «Ошибка вышка» Высоцкий написал потрясенный рассказом Шемякина, а потом посвятил другу еще несколько. Сам Шемякин понимал: этот хриплый голос должен остаться и записывал Высоцкого в своей парижской студии. В разгар Афганской войны он воспользовался американским паспортом и вместе с женой Сарой поехал на переговоры к моджахедам и вызволил наших пленных и помогал им потом.
«Протезы жуткие, натирают в кровь, поэтому ребята прилетали ко мне, я делал им американские протезы, потом коляски, ну, разные вообще вещи... Ребята, в общем, вернулись из Афганистана никому не нужные», — вспоминает Михаил Шемякин.
Про свой образ он говорит: кепка с козырьком защищает глаза от яркого света, сапоги — это чтобы не покусали змеи в загородных поместьях, а в бесчисленных карманах — всегда краски, кисти и томик стихов Бродского, которого хорошо знал.
Памятники Петру, жертвам репрессий и терактов, людским порокам и другу Высоцкому. Кажется, он старается отдать России все то, что не мог долгие годы — весь свой талант. Это эскизы к его будущей книге о давно забытых, но остроумных и смешных русских словах и выражениях. А своим студентам Шемякин говорит: все шедевры уже давно создали — люди или жизнь. Главное — разглядите в них свое.
«Можно видеть очень многое! Все зависит от вашего воображения... А я учу моих студентов смотреть!» — говорит художник.
Вечером Первый канал покажет документальный фильм о судьбе художника "Михаил Шемякин. Потом значит никогда". Премьера в 23:30. Не пропустите!