Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
17 мая 2018, 21:34

В рамках фестиваля «Черешневый лес» в Москве показали балет Анны Терезы де Кеерсмакер

Как можно станцевать воду? Ответ на этот вопрос знает знаменитый хореограф Анна Тереза де Кеерсмакер. Ее называют легендой современного танца. Она создала новый язык пластики. Как архитектор, кирпич за кирпичом лепит из тел танцовщиков невероятное, и все самые прославленные мечтают поработать с этой хрупкой баронессой (титул пожаловал король Бельгии за талант), создающей шедевры. В рамках фестиваля «Черешневый лес» впервые в России представлен балет Rain.

Танец чистой воды. Их движения то робкие и будто случайные, как первые капли дождя, то мощные и неудержимые. Они обрушиваются на зрителей как сильный ливень. Здесь нет сюжета и главных героев, только непрерывный поток энергии.

Балет «Дождь» на фестиваль «Черешневый лес» привезла легенда современного танца — бельгийка Анна Тереза де Кеерсмакер. Она изобрела свой способ взаимодействия с музыкой: танец не иллюстрирует мелодию, а существует с ней на равных. Каждый удар музыканта по клавишам превращается словно в падающую каплю воды и отзывается в телах танцовщиков.

«Здесь очень многие движения повторяются, как фразы повторяются в музыке. Но это всегда разная вариация одной и той же хореографической связки. Она может быть ускорена, идти в обратном направлении или вообще отражаться зеркально», — рассказывает хореограф Анна Тереза де Кеерсмакер.

Еще студенткой Анна Тереза придумала спектакль «Фаза» на музыку американского композитора Стива Райха. Эта постановка стала революционной для 82 года. Ритмичные движения создавали ощущение не танца, а скорее пластического гипноза. Ну кто мог ожидать от 22-летней танцовщицы классической школы манифеста современной хореографии! Считается, что именно после этого спектакля и родилось направление contemporary.

«Для меня современный танец — это архитектура движения, а тело — мой главный инструмент. Это и самый современный инструмент, который лучше всего отражает настоящее, и, конечно, что лучше тела может передать состояние человека!» — говорит Анна Тереза де Кеерсмакер.

Эту философию она унаследовала от своего знаменитого учителя, Мориса Бежара. Он всегда будто испытывал тела танцовщиков на прочность, создал новый пластический язык. А свое культовое «Болеро» доверял танцевать только лучшим балеринам мира: Сильви Гиллем и, конечно, Майе Плисецкой.

Нынешние звезды классического балета мечтают снять пуанты уже ради постановок де Кеерсмакер. Этуаль парижской оперы и художественный руководитель балета театра Станиславского и Немировича-Данченко Лоран Илер, глядя на репетиции перед московской премьерой, вспоминает, как ему приходилось ломать свое тело, когда 17 лет назад в спектакле «Дождь» танцевал он сам.

«Вся хореография Анны Терезы выглядит как сплошная импровизация. И этого добиться сложнее всего. Если ты бежишь, ты должен бежать не с выворотными, "балетными" ногами, а как будто от дикого зверя. Если падаешь, то не аккуратно ложишься, а бросаешься на пол. Хотя в таких костюмах это и не очень хочется делать», — признается Лоран Илер, художественный руководитель балета Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Ведь их придумал другой знаменитый бельгиец — кутюрье Дрис ван Нотен. Незаметно к концу спектакля платья пастельных, пудровых оттенков превращаются в ярко-розовые и сиреневые, как будто после этого живительного дождя распустились цветы, а зрительный зал окутала весенняя свежесть.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей