Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
20 мая 2018, 21:54

Миллиарды долларов Ирана заморожены на американских счетах: как США превратились в мировую сберкассу

 

Валерий Фадеев

В мировой политике произошло нечто невиданное. Еврокомиссия аннулировала действие санкций США против Ирана на территории Евросоюза. Более того, заявлено, что ЕС будет расширять сотрудничество с Ираном, помогать ему развивать экономику. Европа пошла против Америки.


Это очень важный прецедент. Санкции ведь и против нас действуют. Пора отказываться от этого архаичного инструмента времен "холодной войны". Мы говорили в первой части нашей программы о встрече в Сочи Ангелы Меркель с Владимиром Путиным.


Вот как высказала позицию Европы немецкий канцлер: «Германия, Великобритания, Франция и все наши коллеги в Европейском союзе поддерживают это соглашение с Ираном, и в дальнейшем мы продолжаем придерживаться его. Возможно, это соглашение не совершенно, но оно лучше, чем ничего».


На предстоящей неделе в Петербурге состоится встреча президента России с президентом Франции Макроном, он приедет на Петербургский экономический форум. Франция тоже не в восторге от санкций.


По Ирану есть одна очень интересная деталь. В Евросоюзе продумали систему платежей в Иран в обход американских банков. Так, чтобы те не могли перехватить деньги. Это уже почти на бунт похоже. Американское государство прибрало к рукам шесть миллиардов долларов чужих денег. Это иранские деньги. Они арестованы по иску родственников жертв теракта 11 сентября. Никаких доказательств причастности Ирана к этому теракту нет. Но деньги забрали. А шесть лет назад американцы заморозили иранские активы более чем на сто миллиардов долларов. И пока вернули лишь небольшую часть.


Очень многие страны хранят свои сбережения в США. Часто в виде государственных облигаций. Каждый год американский государственный долг возрастает на один триллион долларов. Сейчас он уже более 21 триллиона. Американское государство беззаботно занимает все больше и больше денег.


США выпускают государственные облигации, которые покупают и другие государства и частные инвесторы. Облигации — это даже не бумага, это запись в компьютере. А за эту запись дают настоящие деньги. Но ведь когда-то надо будет расплачиваться? Надо. Но чтобы расплатиться — выпускают новые облигации.


Фактически это финансовая пирамида. Почему она не рушится? Процент по облигациям очень низкий — один, два, три процента годовых. На триллион выпустили новых облигаций, а процентов заплатили миллиардов 300. 700 миллиардов долларов — прибыль. Выгодный бизнес. Да и зависимость других стран от США возрастает. И чем больше долг, тем больше зависимость. Как долго это может продолжаться? Пока процент низкий. А если вырастет, скажем, до пяти, то триллион получил, триллион отдай. Тогда и посыплется вся эта гигантская финансовая пирамида.


Но это ведь пока никому не выгодно. У Китая в американских ценных бумагах более триллиона долларов, у Японии почти столько же. У России примерно 100 миллиардов. Никто не хочет потерять свои деньги. А альтернативы этой финансовой системе, построенной на долларе и американском долге, нет. Вот Штаты и пользуются этой ситуацией. И даже наглеют. Забрали иранские деньги. Показывают другим: и ваши деньги можем забрать, ведите себя тихо.

В основе современного могущества США две великие мировые войны и одна «холодная». Приобретенное ими в результате технологическое, экономическое, финансовое и военное превосходство в последние 30 лет являлось источником американского глобального доминирования и в то же время питало их святую уверенность в том, что так будет всегда. Эта вера и стала для них роковой.

По мере того, как иссякали их казавшиеся безграничными возможности по дармовому выкачиванию ресурсов из постсоциалистических стран, устойчивость доллара как мировой валюты все больше нуждалась в подкреплении силой. Глобализация сначала размыла их технологическое, вслед за ним и экономическое превосходство. Оставалась лишь военная мощь, которая стоила столько, сколько они уже давно не зарабатывали.

«Сколько соломинок можно положить на спину верблюда? Вы не узнаете этого, пока не положите последнюю соломинку, которая сломает ему спину. Итак, можем ли мы увеличить наши долги до 25 триллионов долларов? Может быть. Но в какой-то момент мы сломаем спину верблюда этим долгом. Таким образом, мы, конечно, узнаем, сколько долгов мы можем накопить, но к этому моменту все будет выглядеть довольно мерзко», — говорит экономист, финансовый аналитик Питер Шифф.

Питер Шифф — американский инвестиционный гуру, точно предсказавший финансовый кризис 2008 года. Шифф убежден, что проблемы, с которыми США сталкиваются сегодня, в разы серьезнее, чем тогда. Свет в конце тоннеля, широко разрекламированный американскими финансовыми властями, он называет приближающимся поездом. Близится время, когда Америка не сможет обслуживать свой суверенный долг, но еще хуже то, что она не будет в состоянии признать и свой дефолт.

«Я думаю, что этот пузырь уже сейчас достаточно большой, чтобы лопнуть. Я думаю, что он — это мать всех пузырей, и когда он лопнет, у Федерального резерва не останется ничего, что они могли бы еще раздуть, чтобы замаскировать проблемы. А это означает, что у нас больше нет возможности и дальше пинать эту банку вдоль  дороги», — продолжает Питер Шифф.

В ходе своей предвыборной кампании Трамп было обмолвился о том, что Вашингтону придется начать переговоры о реструктуризации долгов, но оказавшись в Белом доме, вдруг замолчал. Масштаб проблем таков, что говорить о них открыто просто нельзя.

Если Рональд Рейган вошел в Овальный кабинет с долгом в треть американского ВВП, то Барак Обама оставил своему наследнику долю в 106%.

Уже сейчас обслуживание долга — вторая после обороны статья американских государственных расходов. Дефицит бюджета продолжает расти. Налоговая реформа, затеянная Трампом, в следующем году увеличит эту дыру до одного триллиона долларов. Такими темпами к концу первого срока Трампа ежегодные выплаты по долгам могут подобраться к 20% бюджета. А это — конец. Однако вместо попытки образумиться по-прежнему только растущая агрессивность. И там, где невозможно применение военной силы, США пытаются грубо использовать финансовые рычаги для достижения своих геополитических целей.

«Я не думаю, что есть какой-то риск оставлять в США деньги, в том числе принадлежащие России. Да, США могут арестовать деньги российского правительства, но в то же время Москва может арестовать имущество американских компаний, которые находятся в России. Россия — это очень сильная страна, где много американских инвестиций. И я не думаю, что правительство США пойдет на такую глупость. На мой взгляд, это только разговоры», — полагает юрист, эксперт по международному праву Брюс Маркс.

Все это действительно были бы только разговоры, если бы США в последнее время не совершали одну глупость за другой. С весны этого года Россия, Китай и Иран объявлены Вашингтоном источниками нестабильности и угрозы.

Китайский триллион в американских долговых обязательствах и колоссальный объем взаимной торговли пока гарантируют Пекин от резких движений Белого дома. Российские же 100 миллиардов в американских ценных бумагах вполне сопоставимы с теми суммами, которые США должны были вернуть в этом году Ирану в соответствии с условиями ядерной сделки, из которой Трамп на прошлой неделе вышел одним росчерком пера.

«В арсенале США есть экономические, финансовые санкции и военная сила, чтобы делать то, что им заблагорассудиться. Поскольку США все еще контролируют международную финансовую систему, то именно она становится инструментом национальной силы и шантажа. Что мы видим сейчас? Трамп выходит из сделки с Ираном, грозит санкциями европейцам и все уже понимают, что этот сценарий будет использоваться им и в будущем. Что происходит в ответ? Попытки создания альтернативной финансовой системы. Как минимум страны начинают пытаться договариваться помимо Америки», — отмечает президент Национального ирано-американского совета Трита Парси.

Полноценной альтернативы доллару в мире пока нет. Все понимают, что нынешняя система, как бы плоха и несправедлива она ни была, действует, и выбирают наименьшее зло. Пока вся международная финансовая система завязана на американской валюте, а иные экономические и финансовые центры только складываются — все игроки, кроме самих Штатов, стараются быть предельно аккуратными.

Еще совсем недавно казалось, что отказ от доллара, а вместе с ним от финансовой диктатуры Америки будет невероятно медленным и очень осторожным. Но доходность по ценным бумагам США росла, достигнув 3% годовых, а ажиотажного спроса на американские долги не случилось. И это в условиях постоянно нагнетаемой Вашингтоном нестабильности. 

Это значит, что скоро для того, чтобы привлечь новых инвесторов в поддержание себя на плаву, Вашингтону придется задрать процентную ставку выше того уровня, который он будет в состоянии потянуть. И тогда процесс станет необратимым, а прогнозируемые в связи с этим экономические и финансовые потрясения могут его лишь значительно ускорить.

Читайте также: