Сергей Лавров призвал прекратить мериться красными кнопками и начать диалог об обновленной системе международной безопасности
Какие риски выходят на первый план на международной арене и какие подходы нужны для поиска компромиссов — самые актуальные мировые проблемы обсуждают на "Примаковских чтениях" в Москве. Перед гостями авторитетного форума выступил глава российского МИДа Сергей Лавров. Среди главных тем — ситуация на Ближнем Востоке и Корейском полуострове, отношения с США и Украиной.
Второй день авторитетные политологи, дипломаты, ученые, эксперты обсуждают риски нестабильного мироустройства. Именно так звучит главная сквозная тема "Примаковских чтений", которые в этом году проходят уже в четвертый раз. Министр иностранных дел Сергей Лавров, который сегодня принял участие в утренней дискуссии, согласился с тем, что сегодняшний мир все дальше от состояния стабильности и отметил главный риск — это все чаще возникающее желание некоторых стран решать разногласия не путем переговоров и поиска компромисса, а используя право сильного. И опаснее всего в этом то, что некоторые политики не имеют представления о том, что такое война в на самом деле.
«Война представляется компьютерной игрой, видеокартинкой на экране монитора. Рождается иллюзия, что силовой сценарий можно удержать в рамках локального кинетического действия. И вот уже принимаются стратегии кардинального повышения роли ядерного оружия, совершенствуются ядерно-оружейные комплексы, строятся планы на космическое и киберпространство. Все это может иметь фатальные последствия для всей планеты.
Я имею в виду выход Соединенных Штатов из совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе в расчете на организацию тотальной конфронтации с Тегераном, да и множество инсценированных ситуаций с якобы применением химического оружия правительством Сирии, в русской линии Запада на смену режима в Дамаске. Прискорбно, что подобные откровенные спекуляции на теме ООН ради достижения узкокорыстных геополитических целей лишь искусственно обостряют политическую ситуацию в сфере распространения оружия массового уничтожения и обеспечения стратегической стабильности. Едва ли сегодня нужно всерьез мериться размерами красных кнопок, вновь испытывать пределы решимости друг друга, приближая мир к опасной черте», — заявил Сергей Лавров.
Разговор о будущем системы контроля за вооружениями — это кстати тема еще одной дискуссии на «Примаковских чтениях». Дело в том, что всего через три года истекает договор о стратегических наступательных вооружениях между Россией и Соединенными Штатами, и сейчас ни один эксперт не берется предсказать, будет ли продлен этот договор, или появится новый договор или вообще никакого соглашения не будет. А последнее не исключено, учитывая ту риторику, которую все чаще выбирают западные государства и их союзники в отношении нашей страны. Обвиняют, причем бездоказательно в самых немыслимых преступлениях, а потом заявляют, что разговора не будет, пока Россия не покается.
«Это очень заразительная такая штука — Скрипали — голословно обвинили и потом дескать будем расследовать. «Боинг» малазийский мы знаем, что это сделала Россия. Но расследовать будем мы, потом все расскажем. Использование химических веществ под Дамаском в городе Дума. Это сделал Асад. Расследование надо проводить, но пока оно еще не началось, мы его разбомбим немножко. Ну и вот трагедия очередная вчера в Киеве Аркадий Бабченко был убит, застрелен в собственном подъезде собственного дома и уже премьер-министр украинского правительства заявляет, что, конечно, это сделали российские спецслужбы. А расследование еще не начиналось. Ну, сейчас наверное начнется. Поэтому вот этот эта мода, которую задают авторы такого рода ведения международных дел, очень печальная», — отметил глава российского МИДа.
Конечно, в таких обстоятельствах, по словам Сергея Лаврова, любые переговоры порой заходят в тупик, даже не начавшись. И, тем не менее, министр повторил для участников «Примаковских чтений», а среди них представители более чем двадцати стран, в том числе из Америки и Западной Европы, что Россия готова продолжать искать возможности для компромисса в любых условиях, и выразил надежду, что, возможно, собравшимся в зале удастся найти новые подходы в разрешении самых сложных кризисов. Обсуждения продолжаются.