В Подмосковье на 83-м году жизни скончался известный кинорежиссер Станислав Говорухин
Сегодня не стало Станислава Говорухина. Известный кинорежиссер скончался на 83-м году жизни в Подмосковье после тяжелой и продолжительной болезни. Его фильмы видел, наверное, каждый — «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Ворошиловский стрелок». Всегда точные, честные и о том, что волнует миллионы людей.
Соболезнования в связи с кончиной Станислава Говорухина выразил Владимир Путин. Как сообщил его пресс-секретарь, президент считает его гениальным режиссером и человеком, который всегда активно участвовал в жизни страны.
Свою самую любимую зрителями картину — «Место встречи изменить нельзя» — сам Станислав Говорухин ценил вовсе не за детективные повороты и трюки. Ему была дорога послевоенная атмосфера из его детства: счастье победы, эйфория мирной жизни и сильные характеры. А на такую волну успеха и любви к фильму он ведь совсем и не рассчитывал.
Фразами из «Места встречи» вся страна потом разговаривала в обычной жизни. Точно так же, как после его «Вертикали» пела «Если друг оказался вдруг» и до дыр заслушивала первую гибкую пластинку Высоцкого с песнями из фильма.
«Ну, так устроен человек — ему все время хочется новое, хочется познать себя... Вот это очень важно! Человек иногда умирает, не познав, в чем его предназначение на Земле, где главный его талант», — говорил Станислав Говорухин.
«Вертикаль» словно соединила две главные страсти Говорухина. Альпинизм — вот на общих планах это он сам без страховки карабкается в гору. И любовь к кино — с первого взгляда, едва лишь ассистентом оказался у самого Бондарчука на «Войне и мире».
«Мне просто все это нравится! Кино! Премьера! Поиски натуры! Знакомство в новыми актерами и потом радость в глазах зрителей! Выходят и говорят: «Ну, как свежего воздуха глотнул!» — делился впечатлениями Станислав Говорухин.
Тонкая и лиричная, теплая и душевная картина «Благословите женщину» — не просто посвящение всем русским женщинам. Он снял ее в память о маме и бабушке, которые вырастили его с сестрой. Ведь арестованного и сгинувшего в лагерях отца он никогда не видел даже на фотографиях.
Любимые книжки своего детства и мечты о путешествиях Говорухин превратил в лучшие детские фильмы — о приключениях Робинзона Крузо и Тома Сойера, о поисках капитана Гранта. Вдохновленный ими же, написал сценарий, по сути, первого советского блокбастера. Зрители буквально не выходили из кинотеатров, пересматривая «Пиратов XX века» снова и снова.
Критики бесконечно ругали его фильмы, фестивальные жюри оставляли без призов. Но сам он гордился тем, что снимал только то, что требует душа.
«Я так вспоминаю, думаю: «Е мое! Как же я так ухитрился?! Я никогда не делал ничего, что мне не нравилось! Предположим, «Десять негритят» Агаты Кристи — даже и говорить не хотели в свое время. Потом уже к 1985 году, к приходу Горбачева уже и это можно было! Я всегда хотел снять детектив такой вот страшноватый!» — признавался Станислав Говорухин.
Свою жену Галину он когда-то очаровал точно так же, как и его герой, криминальный авторитет из фильма «Асса» — читая возлюбленной «Евгения Онегина». Но даже годы спустя актер Говорухин был не согласен с режиссером «Ассы» Сергеем Соловьевым.
«Я считаю, что это неправильно! Преступник не должен вызывать симпатии зрителей! Но, значит, у этого фильма другой режиссер — не я же», — говорил Станислав Говорухин.
Картину «Ворошиловский стрелок» одни зрители категорически не приняли: как можно превозносить самосуд?! Другие — аплодировали стоя, уверенные, что Говорухин раскрыл всю трагичность и несправедливость времени.
Свой последний фильм «Конец прекрасной эпохи» он снял черно-белым, потому что, именно таким запомнил ощущение того времени и абсурда, когда закончилась оттепель и художнику опять стало тесно и душно.
«Я давно думал, может, что-то такое автобиографическое сочинить. Но когда я году в 90-м прочел Довлатова, я понял, что ничего мне сочинять не надо. Здесь сделано гораздо интереснее и остроумнее», — отмечал Говорухин.
Он всегда был уверен: в кино должен быть только светлый финал, который дает зрителям надежду. Поэтому даже изменил книгу Вайнеров: и на экране возлюбленная Шарапова не умирает. Ведь нельзя, чтобы человек выходил из зала опустошенным, чтобы у него отняли жизненные силы. И до последнего дня переживал, что такого финала нет в его раннем фильме «Белый взрыв», не мог простить себе, что вовремя не расслышал эту песню Высоцкого.
«Когда Феллини спросили: «За что вам нравится кино?» Он сказал: «За образ жизни!» Вот лишиться этого образа жизни было бы очень грустно: экспедиций, нервотрепки или радости от удавшегося чего-то. Это было бы, конечно, грустно», — признавался Станислав Говорухин.