В разгар отпусков один из крупнейших туроператов России «Натали Турс» аннулирует проданные туры
4 июля, в разгар сезона отпусков, пришла новость, которая изрядно испортила настроение многим из тех, кто собирался ближайшие дни провести на зарубежных курортах. Речь о клиентах туроператора «Натали Турс».
Руководство компании объявило, что аннулирует все проданные ею туры с 4 июля по 30 сентября этого года. Причина — нехватка денег, чтобы рассчитаться с зарубежными партнерами. Уже отменены десятки чартерных рейсов.
«Натали Турс» — один из крупнейших российских туроператоров. Он работает с 1992 года и продает путевки в несколько десятков стран, в том числе в Турцию, Испанию, Италию и Грецию, то есть самые популярные зарубежные направления для пляжного отдыха. За границей сейчас находятся около четырех тысяч клиентов этой компании.
Оксана ведет прямой репортаж с пляжа. Вместо испанской Коста-Бравы за спиной — остров Кипр. И вроде море, песок, но не такие, о которых мечтала.
«Мы должны были лететь 30 июня туда, ночью, в три часа, и нам отказали. Все брони отменили в связи с тем, что туроператор отменил все чартерные рейсы по направлению Испания, Италия, Турция, Греция. Нам предложили подобрать другой отдых, и мы прилетели на Кипр», — рассказала Оксана Кульчицкая.
Об этом она узнала за каких-то несколько часов до самолета. У многих было и похуже. Люди приезжали в аэропорт, а им говорили: вас нет в списках, оператор аннулировал ваш тур. Такую сюрприз устроила клиентам турфирма «Натали Турс». Ее проблемы на рынке начались с отказа от чартерных программ, цены на которые поднялись из-за подорожания авиатоплива, а вот спрос, наоборот, упал.
«Им дают неудобное время, у них хуже самолеты, чаще всего технические проблемы возникают. Когда возникает техническая проблема с одним самолетом, возникает цепная реакция по другим рейсам. Это стало неприятной составляющей турпакета. И, видимо, эта тенденция начинает выдавливать чартеры», — сказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Те, кто взял туры с чартером, теперь либо отдыхают в других местах, как Оксана, либо ждут компенсации за испорченный отдых. Москвичка Анна вместо Испании проводит отпуск в деревне у бабушки под Волгоградом. Вот такую претензию на возврат средств она написала: «С мая собирались усиленно, практически собрали чемоданы, а вчера маленькая племянница уехала со слезами, долго ей объясняли, что отпуск сорвался».
По предварительным оценкам пострадали полторы тысячи человек. Но выяснилось — эта цифра больше. С сегодняшнего дня Натали турс аннулировала все подтвержденные туры на даты до октября. Об этом объявил глава компании Владимир Воробьев. Выяснилось, у «Натали Турс» около одного миллиона долларов долга перед отелями и другими поставщиками в разных странах. Так что чартеры — это лишь верхушка айсберга.
«На прошлой неделе один из поставщиков на направлении Испания отказался с нами сотрудничать и отменил все брони», — рассказал Владимир Воробьев, глава туроператора «Натали турс».
Фактически это остановка деятельности, но не юридически. Мера временная сказали в компании. Продажи восстановят в течение одной-двух недель. Но даже если турфирма объявит о закрытии, все пострадавшим деньги вернут.
«У нас все компании страхуют свою финансовую ответственность. Суммы серьезные. Каждый оператор должен и начал формировать фонд персональной ответственности. Поэтому мы говорим о том, что турист в этом плане достаточно серьезно застрахован», — сказал директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.
Такая система страховки туристов расширяется и работает с 2014 года, когда с рынка ушло около шести сотен туркомпаний. С «Невой» одна из самых громких историй. На отдыхе 7 тысяч туристов, у 17 тысяч путевки на руках, а турфирма объявляет о банкротстве. В прошлом году из-за отмены чартеров «ВИМ-Авиа» пострадали 100 тысяч клиентов, это данные Ростуризма.
В ведомстве говорят: рынок постоянно балансирует и не смотря на то, что буквально одновременно с началом проблем у «Натали турс» закрылись DSBW и Аврора. Это не системный кризис, а локальные проблемы каждого отдельного оператора.
«На рынке системного кризиса нет. В рамках Федерального агентства по туризму создан оперативный штаб и принимаются все необходимые меры для обеспечения отдыха наших граждан, возвращения граждан из-за рубежа на родину», — сообщил руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
Одни компании неверно оценивают свои возможности. И делают это не первый год.
Другие компании, возможно, переоценили рынок. По данным Союза туриндустрии, в этом году многие туристы выбрали раннее бронирование, выделили меньше дней на отдых и, предпочли сами заказывать и отель, и самолет без помощи туроператоров.