Эксперты подсчитали, на что чаще всего тратят деньги гости Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™
Другая сторона футбола и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™. Доходы, расходы, финансовая выгода. Специалисты подсчитали и выяснили много интересного.
Эти эмоции бесценны. Радость и боль неподкупны. Но любой праздник, как бы скучно не звучало, начинается со сметы и сметой заканчивается. Расходы, доходы: футбол — индустрия. Чем стремительнее голы, тем полнее трибуны. Но если число голов — лотерея, то каждое место на стадионе — расчет. Пустует, значит где-то ошибка.
«Если посмотреть на трансферную стоимость футболиста, то каждые 20-25 лет она увеличивается в 10 раз. Это гораздо быстрее, чем темпы роста мировой экономики в целом. Естественно сейчас возникает спрос на адекватное принятие решения в этой отрасли», — считает заведующий лабораторией исследования спорта ВШЭ Дмитрий Дагаев.
В экономику футбола, есть оказывается такая наука, наверняка войдет феномен Никольской — места в буквальном смысле тесных встреч болельщиков. Резкий рост упоминаний в соцсетях и резкий рост выручки кафе и ресторанов. Вдвое-втрое — московский размер. Но не рекорд по стране. В барах на центральных улицах других городов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ зарабатывали, как сами признают, и в четыре, и в пять раз больше, чем обычно. Работали, правда, до последней капли пива.
«После первого дня мы были не готовы абсолютно, оказывается, к такому. С 8 утра приходилось сразу же обзванивать поставщиков, выпрашивать у них: скорее-скорее довозите», — рассказывает управляющий бара Александр.
«Очень-очень-очень много. Просто они как заваливались толпой, так и не вываливались отсюда прямо до самого утра», — рассказывает администратор караоке-кафе Светлана.
По оценкам экспертов, 200-230 тысяч рублей, в среднем, потратит в России иностранец. Разумеется, с билетами на дорогу и стадион, проживанием, едой и культурной программой.
По данным платежных систем, проще других расстаются с деньгами американцы, китайцы и мексиканцы. Последние берут количеством и веселым нравом. Они уверяют, в Москве все стоит, как в Мехико. Правда, и у американцев, Москва как Лос-Анджелес. Что ж, пусть чувствуют себя как дома.
«Мы здесь три недели и каждый день ходим в рестораны. Очень вкусно. Цены нормальные, такие же, как у нас!» — говорит Ревелино из Мексики.
«Я сам из Лос-Анджелеса, и там цены примерно такие же. Недорого. Обычно я ем бургеры. Но здесь уже попробовал русский суп борщ, и мне понравилось», — делится впечатлениям Дилан из США.
У женщин и мужчин к сувенирам подход разный. Женщины, могут взять что-то одно, но подороже — для самых близких. Мужчины берут побольше и подешевле: ложки, матрешки — сразу на всю родню и знакомых. Никого не обидеть, легко довезти. На этот подход ориентируются и в магазинах официальной символики. На смену рюкзакам и курткам, которыми начали торговать за полгода до игр, пришли футболки (на фирменные, вылетевших команд цену тут же снижают), магнитики и забиваки разных размеров.
По ходу Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ аналитики меняют прогнозы относительно доходов России. Предполагали, что болельщиков приедет от силы 700 тысяч человек. Теперь говорят — сопоставимо с Бразилией четыре года назад. Миллион, может, больше — оценки предварительные. А впереди — финал. Не фанаты, серьезные экономисты (что, впрочем, одно другого не исключает) называют по уровню организации Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™ лучшими играми за последние 30 лет. А это имидж, который в деньгах так просто не оценишь.
«Здесь эффект, мне кажется, будет очень высокий, если с умом использовать Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™ в качестве первого шага по продвижению бренда «сделано в России» на мировые рынки», — считает заместитель директора института «Центр развития» ВШЭ Валерий Миронов.
За счет одних только расходов болельщиков праздник футбола, конечно, не окупится. Но в ближайшие лет пять экономика будет получать деньги от новых аэропортов, дорог, гостиниц, туризма, который без всего этого не мыслим. Опять же стадионы — их тоже нужно грамотно использовать. Но это уже «наследие чемпионата», а пока — праздник продолжается.