Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 июля 2018, 22:06

Мост на Сахалин: опыт, накопленный в Крыму, может быть применен на Дальнем Востоке

Начался новый этап в строительстве моста через Керченский пролив — рабочие уложили первые рельсы. Специалисты создают бесстыковой, или, как говорят сами железнодорожники, «бархатный» путь. Первые поезда в Крым пойдут уже в будущем году.

О надежной связи с большой землей много лет мечтают и жители Сахалина. На этой неделе мечты стали обретать черты реальности. На встрече с губернатором области Олегом Кожемяко Владимир Путин заявил: он даст поручение правительству проработать вопрос о строительстве моста, который свяжет Сахалин с материком.

С этого берега на восточной окраине материка до Сахалина, кажется, рукой подать. Неудивительно, что идея соединить эти земли приходила в голову исследователям уже не раз. Заброшенные шахты и размытая дамба – это все, что сегодня напоминает о единственной попытке проложить на остров железнодорожные пути.

«Все было засекречено, все это было вывезено, но народу работало много», — говорит Юлия Сапрыкина, житель поселка Лазарев.

Юлия Сапрыкина тогда была 11-летней девочкой. На секретной сталинской стройке трудился и ее отец. Тогда же на мысе Лазарева начал расти одноименный рабочий поселок.

Согласно проекту начала 50-х годов прошлого века, железнодорожная ветка начиналась от станции Селихино, а в самом узком месте между материком и островом должен был быть пробит десятикилометровый тоннель. Подготовительные работы шли полным ходом, но после смерти Сталина проект признали экономически необоснованным и стройку прекратили. А через 20 лет, когда была открыта морская железнодорожная паромная переправа Ванино — Холмск, об идее соединить остров с материком тоннелем или мостовым переходом и вовсе забыли.

В 70-х, после организации регулярного паромного сообщения, на новый этап развития вышел не только Сахалин, но и весь Дальневосточный регион. Переправа окупилась всего за пять лет. Но пропускная способность морского пути уже не отвечает современным требованиям. Между тем Сахалин – настоящий кладезь природных ресурсов. Это крупнейший центр рыбного промысла. На острове и вблизи него сосредоточены значительные запасы полезных ископаемых.

О планах связать остров с большой землей сухопутным коридором прошлым летом в ходе прямой линии рассказал Владимир Путин. А на этой неделе о давней мечте островитян речь снова зашла на встрече президента с главой Сахалинской области.

«Законодательное собрание направляло Вам письмо о необходимости строительства мостового перехода на материк, в том числе из той части средств, которая изымается по СРП-2 и часть идет на развитие субъекта, часть идет на развитие региона. Считаем, что это хорошее дело, и мы его поддержим. Конечно, хотелось бы по этому поводу знать Ваше мнение», — сказал Олег Кожемяко.

«Знаю, что вопрос о строительстве моста между Сахалином и материком давно обсуждается, десятилетиями. И как пишут ваши депутаты в письме, это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает, в том числе это было бы существенным фактором, закрепляющим население, людей — можно приехать, уехать в любое время года, в любую погоду, все понятно. Это привело бы и к развитию севера Хабаровского края, потому что нужно делать подходы. Понимаю этот вопрос и с точки зрения справедливости для сахалинцев, имею в виду, что часть средств изымается в Фонд развития Дальнего Востока. Я поручил правительству проработать все это, посмотрим», — рассказал Владимир Путин.

На обоих берегах пролива Невельского — это оптимальное место строительства — еще с весны начали высаживаться геологи и геодезисты.

«У нас работает шесть изыскательских партий, порядка 30 единиц техники. Первую стадию – технико-экономическое обоснование — мы должны подготовить к октябрю 2019 года», — сообщил гендиректор Дальневосточного проектно-изыскательского института транспортного строительства Алексей Лобов.

Лишь тогда станет окончательно ясно, что все-таки выгоднее – тоннель или мост. Пока большинство экспертов склоняется скорее ко второму варианту.

«Технических проблем особых нет, чтобы построить. Просто нужно учесть все особенности: климатические, температурные, ледовые условия», — сказал директор инженерной школы Дальневосточного федерального университета Александр Беккер.

Над возможностью постройки моста на Сахалин профессор Беккер работал еще в начале нулевых. Для страны тогда лишь неподъемная цена проекта стала камнем преткновения. Ведь, кроме перехода, нужно построить сотни километров подъездных путей, проходящих по совершенно неосвоенной местности. Общая стоимость, только по предварительным подсчетам, несколько сот миллиардов рублей. И примерно половину этой суммы потребует семикилометровый участок пролива.

«Если наша страна заинтересована в развитии региона, то мост строить нужно сколько бы он ни стоил. Там возникает недвижимость, там возникают транспортные, пассажирские, товарные потоки, там возникает новый бизнес, новые объекты, новые налоги. Это развитие, это жизнь», — сказал Алексей Калачев, аналитик группы компаний ФИНАМ.

Впрочем, предполагается, что государство в этом проекте станет лишь одним из инвесторов. В строительстве планируется заинтересовать крупные российские и зарубежные компании. Ведь мост на Сахалин вполне может стать частью пути в соседние страны.

«Это первый шаг, наверное, к такому трансконтинентальному пути, откуда может пройти мост через пролив Лаперуза в Японию, и по согласованию между нашими странами это может стать транзит такой высокоразвитой страны, как Япония, через Сахалин на материк и обратно», — сказал губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

Некоторые этапы работ — например замена старой узкоколейки на западе Сахалина современной железной дорогой — ведутся уже сегодня. На материке, в свою очередь, планомерно расширяют БАМ и Транссиб. Маршруты неизбежно сойдутся в одной точке. И, возможно, мост, объединяющий весь Дальний Восток, станет большой стройкой уже следующего десятилетия.

Читайте также: