Не стало Эдуарда Успенского — большого писателя для маленьких читателей
Не стало любимого миллионами писателя. Из жизни ушел Эдуард Успенский. Это он подарил нам Крокодила Гену и Чебурашку, троих из Простоквашина, забавных сыщиков Колобков и многих других. На его произведениях выросло несколько поколений. Невероятно добрые и трогательные истории, которые воспитывали без высоких фраз и поучений. Соболезнования родным и близким писателя выразил Владимир Путин. Последние годы Успенский тяжело болел. Ему было 80 лет.
«Почему-то я всю жизнь знал, что буду писать для детей, даже когда пошел в авиационный институт, я где-то в глубине души почему-то понимал, что это мое. И всегда, когда был инженером, в отпуске где-нибудь, на даче, в походе я был облеплен детьми», — рассказывал Успенский.
Эдуард Успенский писал легко и много. Ироничные повести, веселые стихи всегда с неким двойным дном. И обязательно отыщется в них что-то смешное для взрослых. Беспокойная мама дяди Федора, у которой четыре «невыгуленных» платья. И папа – полная противоположность, терпеливый и с отличным чувством юмора. Мудрый и хозяйственный Матроскин, по заветам которого, наверняка, не то, что дети, многие взрослые втихомолку пытались правильно есть бутерброд.
Словечки, отговорки, присказки на все случаи жизни. Мгновенно разлетелись и поселились в каждой семье. И живут уже почти полвека.
Вот уж действительно, наш культурный код, наполненный тонким юмором и невероятным обаянием героев Успенского. Он умел найти правильные слова и для чужих и для своих детей. Старшая дочь Татьяна вспоминает: папа по вечерам пародировал строгую учительницу, которую боялся весь класс. Она смеялась до слез, и страх уходил. Успенский словно вел детей за руку без занудства и лишней философии.
Уличного подростка Успенский сохранил в себе на всю жизнь, совершенно четко понимая, зачем ему это. Говорить с детьми на одном языке, можно только не растеряв во взрослых заботах: пытливый ум, любопытство и хулиганство. Но ведь хулиганил же, когда сделал пародию на Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Детективы раздулись от собственной важности. Так появились колобки-сыщики с безумными глазами.
Он сам говорил: "Мои произведения — это проповеди. Вот «Крокодил Гена» — проповедь о том, что права животных надо защищать. А "Дядя Федор" о том, что детям нужно давать больше свободы. "Сказ про Сидорова Вову", вместе с которым в армию отправилась вся семья вплоть до деда, сатира на слишком беспокойных родителей".
«Когда я писал историю про Чебурашку, у моего друга была племянница, ей купили шубу, шубу на вырост, она делала шаг, наступала и падала. И он говорил: опять чебурахнулась!Я говорю: «Что это за слово?» Он говорит: «Это означает упала», – рассказывал Эдуард Успенский.
Его Чебурашка глядел на нас и с тюбика крема для рук, и с советских плакатов. И пусть Успенский качал головой – мол, художник-постановщик Леонид Шварцман уж слишком необычно изобразил его героя.
«Я прописал в сценарии, что это лемур с большими ушами и большими глазами», — пояснял писатель.
Но такая судьба у его персонажей: появляются в книгах, а дальше живут отдельной жизнью. Вот популярные сегодня «Фиксики» вышли из «Гарантийных человечков». «Союзмультфильм» снимает продолжение «Простоквашино». Загадочный зверь Чебурашка гастролирует по Японии и стоит на полках детских магазинов в Токио. В Финляндии, говорят, дети сначала вспоминают героев Туве Янссон, затем Успенского, затем Линдгрен. И только прыгающий смысл и слог пластилиновой вороны, кажется, нельзя перевести ни на один иностранный язык, чтобы было также смешно.
Заставлял улыбаться и сам обладал обаятельнейшей улыбкой. Он даже про свою долгую борьбу с онкологией шутил: «17 лет словно в пинг-понг играю». Он ушел, оставив важное не только для детей, для каждого из нас — открытую дверь в самое беззаботное время, возможность сквозь ежедневную взрослую суету хоть ненадолго, но, как по Мандельштаму, «только детские книги читать, только детские думы лелеять».
Пример максимализма и предельной честности, человек, который всегда боролся за справедливость — так говорят об Успенском близкие люди, те, с кем он дружил и работал.
«Все сюжеты он брал из жизни, и он говорил нам, кто с ним работал, если хотите писать так же смешно, как дети, общайтесь с ними, потому что они носители языка, уникального языка, который называется детский. И он был гениальным переводчиком с детского языка на взрослый», — отмечает композитор Григорий Гладков.
«Я благодаря Крокодилу Гене стал писателем и тоже стал сочинять. Потому что я понял, как надо сочинять книги. Это переход от озорства к лирике, эта вот грань, его вкус, достаточно тонкий, никогда не нарушался», — говорит поэт Юрий Энтин.
«Это действительно человек, который для детей всегда писал лучше, чем для взрослых. Он удивительно жизнерадостный, стойкий и с большим уважением и любовью к этой жизни, которая не всегда его баловала», — говорит актер Антон Табаков.
Церемония прощания с Эдуардом Успенским состоится в субботу в Центральном доме литераторов. Похоронят писателя в тот же день на Троекуровском кладбище в Москве.