Третьяковская галерея отмечает юбилей
Один из самых известных музеев мира с богатейшим собранием произведений русского изобразительного искусства. Третьяковская галерея отмечает день рождения. Ровно 125 лет назад посетители впервые увидели коллекцию Павла Третьякова, которую тот подарил Москве. Почему в собрании мецената не оказалось ни одного полотна кисти западных мастеров и чем сегодня удивляет Третьяковка?
Последние метры — кажется, весь переулок устремляется сюда, в сказочный особняк — терем русской культуры, чтобы увидеть «Три богатыря», Куинджи, «Троицу» Андрея Рублева, Шишкина.
Строгим взглядом окидывает гостей на входе основатель, Павел Третьяков. 125 лет назад он передал свою коллекцию в дар народу.
В музейных фондах хранится бюро Павла Михайловича. Атрибут делового человека того времени. Ценнейшее красное дерево и множество ячеек на замке для секретных документов.
И когда сделал первое серьезное приобретение — картины старых голландских мастеров, а позже выяснил, что купил подделки, Павел Михайлович дал себе слово: больше никаких рисков — только современные художники, покупать у них напрямую. Верещагин, Крамской, Репин.
Именно на этом месте Репин запечатлел Третьякова. Вот в проеме виднеются богатыри Васнецова, идет край ажурной лестницы. Сегодня каждый посетитель Третьяковки может встать на место основателя музея. И в нынешней экспозиции полюбоваться Шишкиным. В этом обилии «русского», «родного» каждый находит что-то свое.
«Тртьяковка в отличие от императорского Эрмитажа — все-таки музей демократичный, какой-то свой, более понятный», — считает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Вот и знаковое полотно для директора — «Аленушка», что висела над ее детской кроватью. И как тут выделить экспонат номер 1? А он есть: старинная икона XV века. Кстати, именно Третьяковка перевернула взгляд на иконопись.
«Иконы выставлялись, но как предмет археологии. Нерасчищенные, запыленные. Но первый художественный музей, который наряду с показом предметов живописи, картин, включил иконы как произведения искусства — это была Третьяковская галерея», — отмечает хранитель отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи Валентина Уханова.
Такое обычно не показывают: новая выставка только зарождается в стенах музея. Именитые Илья и Эмилия Кабаковы, наконец, приезжает в Москву. Раньше они отказывали Третьяковке в том числе.
«Очень масштабный музей, и выставиться в нем — это честь. И вдруг ты не хочешь выставляться по той причине, что атмосфера тебе не подходит — советская и очень затхлая атмосфера», — говорит художник Эмилия Кабакова.
Современная Третьяковка заблистала яркими выставками, которые одна за другой бьют рекорды посещаемости. Работы Кабакова, важнейшего из русских концептуалистов, предстанут в грандиозном, британо-российском проекте «В будущее возьмут не всех». Зато всех приглашают отпраздновать юбилей в новой Третьяковке или в Лаврушинском, старой.