У Следственного комитета России не осталось вопросов о причинах крушения самолета Леха Качиньского
У Следственного комитета России не осталось вопросов о причинах крушения польского борта №1 под Смоленском весной 2010-го. Трагедия произошла из-за ошибки экипажа.
Расследование всех обстоятельств катастрофы продолжается, экспертам из Варшавы оказывают максимальное содействие. Очередную группу, после обращения с просьбой провести дополнительный осмотр фрагментов самолета, ждут на следующей неделе.
Чтобы оказаться возле обломков самолета польским и российским следователям придется пройти досмотр, как в аэропорту. Никакие посторонние предметы не должны оказаться в так называемой чистой зоне.
За заборам в герметичном ангаре на территории военной части вот уже восемь лет хранятся обломки польского Ту-154. Посторонних сюда не пускают — вещественные доказательства должны оставаться в полной сохранности, но польские следователи были здесь уже 11 раз, последний — в 2014 году. И вот сейчас все готово к их очередному приезду.
Что хотят найти поляки среди обломков — неизвестно. Причины катастрофы Межгосударственный авиационный комитет обнародовал еще в 2011 году. Сомнениям их никто не подвергал, в том числе и тогдашние польские власти. Комиссия во главе с главной МВД Ежи Миллером работала бок о бок с российскими экспертами. Поляки участвовали во вскрытии черных ящиков, помогали расшифровывать переговоры экипажа — в общем, были посвящены во все тонкости расследования. Польская комиссия подтвердила выводы МАК о том, что главная причина катастрофы — ошибка экипажа, который принял решение сесть в Смоленске, несмотря на сильный туман. Пилоты снизились ниже допустимых ста метров и не смогли уйти от столкновения с землей.
«Все иные версии, в том числе высказанные польской стороной, были тщательно проверены. В частности, версия о взрыве проверялась в числе первоочередных и своего подтверждения не нашла. К таким же выводам пришли и специалисты Межгосударственного авиационного комитета по итогам проведения собственного расследования. Поэтому проведение дополнительного осмотра фрагментов самолета - это исключительное пожелание польской стороны, которое мы готовы выполнить в рамках тесного сотрудничества при расследовании этого уголовного дела», — заявила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.
Пересмотреть выводы комиссии Миллера в Польше решили после того, как к власти пришла партия «Право и справедливость», которую возглавляет брат погибшего президента Ярослав Качиньский. Для правящей верхушки Польши катастрофа Ту-154 давно стала вопросом политической борьбы. Новая польская комиссия утверждает, что самолет был взорван за несколько секунд до столкновения с землей. Но уже в этот момент самолет уже отклонился от посадочного курса и в тумане нырнул в огромную низину, по которой летел на бреющем полете.
В этом овраге провел последние секунды полета польский Ту-154. ВВП отсюда в 300 метрах, рядом — гаражи и жилые дома. Самолет летел с огромной скоростью — 270 км час на высоте метр-полтора. Пилоты уже поняли свою ошибку и пытались спастись. По корпусу били ветки кустов и деревьев. Если бы все шло в штатном режиме, то самолет должен был быть на 50 метров левее и на 80 метров выше.
Вдалеке — взлетная полоса. Чуть ближе — дорога, которую самолет перелетел с наполовину оторванным крылом. Крыло повредилось после удара о березу.
Нынешние польские власти утверждают, что Россия скрывает правду и поэтому не выдает обломки самолета. Хотя, согласно всем международным нормам, Россия и не может выдать эти обломки, пока продолжается уголовное расследование. А оно не может завершиться, пока Варшава выдвигает новые и новые версии случившегося. И чем дальше события прошлого, тем больше в Польше шума и меньше интереса к реальным результатам расследования.