Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
2 сентября 2018, 21:00

В Москве в последний путь проводили поистине народного артиста Иосифа Кобзона

Иосиф Кобзон совсем немного не дожил до 81-го дня рождения. В эти дни часто звучали слова «казалось, Кобзон всегда был и будет всегда». Но и такого масштаба люди уходят. Это жизнь.

Когда случается утрата, о том, кто ушел, говорят: это был человек, который... И вспоминают, сколько он сделал. Наверное, сегодня уместно сказать так: Иосиф Давыдович был человеком, которого слушали. И далеко не только когда он выступал на крупнейших сценах или перед миллионами телезрителей.

«Только ты останься прежней — трепетно живи, солнечно живи, радостно живи...»

Теперь эти слова будто завещание огромной стране, которая плакала вместе с ним, слушая до дрожи пронзительный «Ноктюрн», а сейчас оплакивает его. Человека, песни которого язык не повернется назвать хитами — как-то на удивление вдруг слишком мелко звучит. Под звуки баритона Иосифа Кобзона выросло не одно поколение. И дело ведь не в поклонниках его таланта — эта музыка и этот голос, кажется, были всегда, как есть ветер, солнце или капли дождя.

«Мастер своего дела в высоком смысле этого слова. Это просто личная утрата, поскольку он был вхож в любую семью в нашей стране, охватил все поколения, от мала до велика. Я просто не мог не прийти», — сказал один из пришедших проститься.

«Вся моя жизнь прошла в период жизни Кобзона. Он запомнился благородным, честным, геройским, умным», — сказала одна из поклонниц творчества певца.

С восьми утра у концертного зала имени Чайковского бесконечный поток людей. Тех, кто захотел проститься с артистом так много, что церемонию продлили на два часа. В этой скорбной процессии очень разные лица — и пожилые, и куда моложе. И те, кто, возможно, помнит, как по Всесоюзному радио впервые объявили: «Поет Иосиф Кобзон», и те, кому его голос знаком с детства.

«Это человек, который оставил след для любого человека, живущего в это время. Это эпоха, это человек с большой буквы», — сказала одна из пришедших проститься.

«Он пел песни моего отца. Мой отец — композитор Аедоницкий, Иосиф Давыдович много сделал для нашей семьи, он был хорошим другом отца», — рассказал мужчина.

«Это человек родной — вот так мы его воспринимаем. Мы из Мытищ, мы ехали с шести утра, чтобы проститься с ним», — говорит женщина.

На этой сцене Кобзон выступал не раз. Сейчас рядом с ним в таком непривычно тихом зале семья, близкие друзья и коллеги артиста — те, кому посчастливилось так себя называть и, конечно, многому у него научиться.

«Его звали "скорая помощь". Он приходил на помощь всем: и родным, и близким, и чужим людям. И я кланяюсь памяти великого человека, который когда-то, когда я попал в аварию в Германии, прилетел и сделал все возможное, чтобы спасти меня», — сказал народный артист РСФСР Владимир Винокур.

«Это был не просто певец, не просто мой старший товарищ. Это была эпоха. Это была целая эпоха, которая, к сожалению, ушла», — говорит заслуженный артист РФ Александр Маршал.

Почтить память артиста и поддержать родных приехал глава государства. В зале Чайковского море цветов от известных актеров, музыкантов, политиков — тех, кто не мог в этот день не прийти попрощаться. Букет красных роз от председателя правительства и соболезнования семье.

Те, кто знал Кобзона близко, сегодня говорили, что он умел дружить. И еще объединял вокруг себя самых разных людей, порой, казалось бы, из далеких друг от друга миров.

«Он очень любил хоккей, всегда с нами был в трудную минуту, на Олимпийских играх, еще в далекие 80-е. Переживал, пел всегда перед финалом нам песни патриотические, которые вдохновляли на победы», — сказал глава Федерации хоккея России Владислав Третьяк.

«Удивительный человек, это был ориентир в моей жизни во всем: в работе, в любви, в отношении к людям, в отношении к друзьям. Он будет жив до тех пор, пока мы будем помнить о нем, а мы будем помнить, потому что забыть его просто невозможно», — сказал телеведущий, народный артист РФ Юрий Николаев.

Всегда прямая спина, никакой фонограммы, только вживую. Кто-то скажет: старая школа, а Иосиф Кобзон говорил: песню надо почувствовать. И это больше, чем выучить стихи.

Иосиф Кобзон: ««Я их никогда не запоминал, как стихи. Я их запоминал только по образу. Просто разговаривал. Я разговаривал со своими слушателями. И мне этого было вполне достаточно».

Знаменитая теперь «Куба» впервые прозвучала в цирке на Цветном, там совсем еще молодой Кобзон выступал между номерами программы. А потом была песня «А у нас во дворе» и всесоюзная известность. С этим голосом десятилетиями жила страна — он звучал и на комсомольских стройках, и на партийных съездах, и на кухнях коммуналок. И как бы кто ни относился к жанру, отзывался в душе каждого.

Ведь невозможно представить себе Штирлица не только без Вячеслава Тихонова, но и без Иосифа Кобзона тоже. Хоть режиссер культового фильма Татьяна Лиознова поначалу отнеслась к исполнению скептически.

Иосиф Кобзон: «"Мне не нужен Кобзон, мне нужен Штирлиц". И вот я начал мучиться: "Я прошу, хоть ненадолго..." Все равно это Кобзон, а нужно, говорит, "Я прошу, хоть ненадолго..." То есть полностью изменить существо. Я говорю: "Знаете что, давайте я спою так, как я могу". А она: "Вот-вот! Ближе"».

…У каждого мгновенья свой резон,

свои колокола, своя отметина,

Мгновенья раздают — кому позор,

кому бесславье, а кому бессмертие…

И это как будто тоже о нем. Не буквально, конечно. Много лет он боролся с тяжелой болезнью и, наверное, все-таки победил, потому что боль не заставила его перестать петь.

Иосиф Кобзон: «Такие люди, как я, на пенсию не уходят. Они, как деревья, падают. Хочется подольше задержаться. Попробуйте яблоки».

В этом «попробуйте яблоки» есть что-то такое, за что его и любили cолдаты в Афганистане, ликвидаторы Чернобыльской аварии или беременная женщина, которую вместе с тремя детьми он вывел из захваченного зала мюзикла «Нордост». А вместе сотни, тысячи и миллионы людей. И поклонники и те, кто не может не уважать этой силы и искренности — то, что Иосиф Кобзон вкладывал во все, чем бы ни занимался, от музыки до политики. Честно и без остатка.


Памяти Иосифа Кобзона
Показать еще

Читайте также: