Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
3 сентября 2018, 21:10

Польские следователи пытаются найти несуществующие доказательства версии о теракте на борту самолета, при крушении которого погиб Лех Качиньский

Польские следователи начали дополнительный осмотр обломков самолета президента Леха Качиньского, который разбился под Смоленском в 2010-м. 11 раз эксперты из Польши работали с вещдоками, посещали место крушения. Россия всегда предоставляла Польше такую возможность.

После изучения всех материалов дела, обломков и записей черных ящиков у российских следователей не осталось вопросов о причинах катастрофы. По информации СК, это совокупность факторов. Среди них — сложные метеоусловия и ошибки экипажа. Но Польша как будто не хочет смириться с очевидным.

Вот в этих ангарах сегодня начали работу польские и российские следователи. В 12-й раз поляки приехали в Смоленск, чтобы еще раз изучить обломки разбившегося здесь Ту-154, на борту которого погибли высшие руководители Польши, включая президента Леха Качинского.

Экспертизы проводятся исключительно по инициативе польской стороны, потому что российские специалисты свои выводы сделали еще семь лет назад.

«Командир воздушного судна должен был принять решение об уходе на запасной аэродром, но он такое решение не принял», — сказала официальный представитель СКР Светлана Петренко.

С этим согласилась и комиссия, которой руководил глава МВД Ежи Миллер. Тут же последовали оргвыводы — из-за недочетов в подготовке польских пилотов был расформирован летный отряд президента.

Но некоторые политики в Польше сразу попытались использовать катастрофу в борьбе за власть. Так, лидер партии «Право и справедливость», брат-близнец погибшего президента, Ярослав Качиньский выдвинул версию о теракте. Сначала это было мнение только одной партии, а когда в 2015-м году она стала правящей, была создана новая комиссия, цель которой — найти доказательства теракта. Следы взрывчатки искали даже в могиле президента — не нашли.

При этом поляки требуют вернуть обломки самолета, ссылаясь на то, что расследование завершено. Но уголовное дело еще не закрыто, в том числе и потому, что Польша выдвигает все новые и новые версии катастрофы. И, согласно международному праву, Россия не может отдать обломки.

«Обломки самолета являются вещественным доказательством по уголовному делу, поэтому мы их передать не можем», — заявила официальный представитель СКР Светлана Петренко.

Новая польская комиссия считает, что самолет взорвался перед самым падением, сразу после команды командира «Уходим». Тут можно вспомнить, где находился в этот момент самолет. Перед взлетной полосой смоленского аэродрома «Северный» есть овраг длиной два километра. По материалам расследования Межгосударственного авиационного комитета, экипаж ошибочно вел отсчет своей высоты не от уровня взлетно-посадочной полосы, а от дна этого оврага. Пилоты думали, что у них есть еще запас и, по сути, оказались в яме. Они увидели, что овраг кончается, когда до препятствия оставалось около 300 метров.

«Был гул моторов, потом удар и снова гул. Как он летел, я не видел. Видел только, как он березу срубил», — рассказал Леонид Гранкин.

С момента катастрофы прошло уже больше восьми лет, но многие поляки так и не могут поверить, что высшее руководство страны погибло из-за целого ряда ошибок и даже случайностей. Одна из таких случайностей — береза. Экипаж уже почти вывел лайнер из оврага, но в последний момент самолет левым крылом ударился о ствол и дальше полетел уже неуправляемым. От удара самолет потерял часть левого крыла, но по инерции продолжал движение верх.

С высоты птичьего полета мы можем увидеть, где летел самолет после столкновения с березой. Польский Ту-154 перелетел лесопосадку, затем прошел над автостоянкой, пересек оживленную дорогу. Впереди, справа уже показалась посадочная полоса, но в тумане пилоты ее не видели, да и управлять самолетом уже не могли. В эти последние мгновения все еще были живы и в салоне, и в кабине, но самолет уже начал заваливаться на поврежденное крыло, потом перевернулся и упал в лес рядом со смоленским авиазаводом.

Прямо на месте падения самолета растет еще одна береза. В память о погибших здесь разбит небольшой мемориал, сюда часто приезжают польские делегации. Объект находится под наблюдением и охраной. Здесь постоянно поддерживается чистота и порядок.

Уголовное дело о катастрофе Ту-154 в Смоленске насчитывает уже более 700 томов. И сегодня по желанию польской стороны пишется еще один том. И, похоже, он не станет последним.

Читайте также: