Сразу две выставки художников-авангардистов проводит в испанской Малаге Государственный Русский музей
Их полотна завораживают и притягивают, как магниты. Они — гении от искусства, знаменитые и бесстрашные. В испанской Малаге масштабный выставочный проект Русского музея: сразу две экспозиции Казимира Малевича и Давида Бурлюка. Так много работ знаменитых авангардистов тут еще не видели, для гостей это уникальная возможность окунуться в загадочный мир художников.
«Нравится или не нравится, искусство об этом вас не спрашивает», — уверенно заявлял Малевич. И сам совсем не пытался понравиться. Его занимала другая идея: заново придумать выразительный язык искусства, где не будет привычных сюжетов и героев. Художник будто взглянул на Землю извне. И вот уже не важно, где верх, а где низ, лево и право. Прямо как в космосе! Только в его вселенной вместо солнца все крутится вокруг «Черного квадрата».
«Черный квадрат» — это в данном случае выражение, как он сам говорил, некой пустыни. То есть это ноль форм, ничто. И вот из этого ноля форм начинается что-то новое, другое», — рассказывает заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова.
Рядом «Черный круг» и «Черный крест». Те самые, что были показаны на легендарной выставке супрематистов «0, 10». Казимир Малевич тогда перевернул игру, водрузив свой «Квадрат» в красном углу — месте, где в домах вообще-то висели иконы. А вот на испанской выставке в этом углу «Красный квадрат».
«Черный квадрат», к сожалению, не принадлежит Русскому музею. А «Красный квадрат» принадлежит Русскому музею. Поэтому на этой выставке в красном углу висит «Красный квадрат», — поясняет Евгения Петрова.
И пусть оригинал «Черного квадрата» висит в Новой Третьяковке, именно у Русского музея самая внушительная коллекция Малевича — более двух сотен произведений! Помимо живописи, это еще и графика, архитектоны — модели супрематической архитектуры, и даже костюмы к опере «Победа над солнцем». В ней угловатые люди будущего борются с буржуазными предрассудками, произнося заумные стихи из одних согласных.
Здесь же «Скачет красная конница». Картина, написанная по законам золотого сечения. Кстати, это единственная работа Малевича, которую признавало официальное советское искусство. Рядом и более поздний период мастера — супранатурализм. На картинах вроде бы появляются персонажи, но они словно не имеют веса, и лиц у них тоже нет. По мнению художника, именно так государство воспринимало крестьян во время коллективизации.
«На этой выставке столько работ Малевича! Я никогда не видел так много в одном месте. Здесь осознаешь: достаточно всего одного художника, но выдающегося, чтобы изменить ход истории искусства», — отмечает директор музея города Вормс (Германия) Олаф Мюкаин.
В соседнем зале открылась выставка Давида Бурлюка. Его называли первым футуристом России. Он стал использовать в своих работах коллажи — из фанеры, шестеренок, металлических пластин. Экспериментировал с пространством, например, пейзаж сразу с четырех точек зрения. Да и сам выглядел эпатажно. Со стеклянным глазом, татуировкой на щеке и серьгой в ухе. А ведь это начало ХХ века!
«Он вместе с Маяковским создавал такие уникальные произведения. Маяковский тоже был художником. И они даже иногда спорили, кто из них был более авангардный», — рассказывает руководитель издательства Государственного Русского музея Йозеф Киблицкий.
Бурлюк часто повторял своим ученикам: «Художественное произведение должно быть как аккумулятор, от которого исходит энергия». И подзарядиться на этой выставке все жители и гости Малаги смогут до февраля.