Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
23 сентября 2018, 21:30

Церковные интриги, расторжение договора о дружбе с Россией — как еще Петр Порошенко пытается заработать предвыборные баллы?

В политической жизни на Украине, которая и так постоянно бурлит, новое обострение. Избирательная кампания начинается на фоне экономического кризиса. Чтобы увеличить свои шансы на второй срок, президенту Порошенко нужны взрывные политические заявления. Вот и снова пригодилась антироссийская карта. Разрыв договора о дружбе с нашей страной, церковный раскол — что еще нужно, чтобы отвлечь население от социальных проблем?

Промышленный альпинист Игорь Соболевский в который раз покоряет девятиэтажку в северном российском городе Лангепасе. Он один из пяти миллионов украинцев, работающих в стране, которую официальный Киев уже давно именует агрессором, а теперь еще и собирается разорвать договор о дружбе — война, впрочем, не объявлена и выходит — Киев Москве и не друг, и не враг. Игорю бы поехать в Европу, но он почему-то не хочет.

«Я получаю в России больше, чем я могу заработать в той же Словакии, в Польше. Да, я могу в Европе работать. Немцы зарабатывают хорошо, а мы люди третьего сорта, нам не дают, четко разграничивают», — говорит Игорь Соболевский.

Здесь Игорю никто не намекает на сортность, он и семью в отпуск хочет привезти в Россию, но, по меркам сторонников украинского президента, это конечно крайне не патриотично.

«Патриот это тот, кто любит свою родину. А националист это тот, кто ненавидит другие страны. Вот проблема у нас в том, что Петр Порошенко не патриот, а националист, потому что он ненавидит», — считает Игорь Соболевский.

Вся непролетарская ненависть президента Порошенко на этой неделе обрушилась на договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной.

Скрепленный сургучными печатями экземпляр хранится в архиве Министерства иностранных дел — 19-страничный документ подписали первый президент России Борис Ельцин и второй президент Украины Леонид Кучма.

Лишнюю букву «н» в русском тексте тогда, видимо, не заметили — 21 год с ошибкой и ничего, пока украинские власти не решили, что с ошибкой будет дружить дальше, пусть даже только на бумаге.

«В понедельник своим указом я ввел в действие решение Совета нацбезопасности и обороны не продлевать договор о так называемой дружбе с Россией», — заявил Петр Порошенко.

В бурных аплодисментах, едва не перешедших в продолжительные овации, казалось, утонул вопрос — а почему именно сейчас? Ответ в самом договоре — его действие продлевается автоматически, если, конечно, стороны не будут против. Тогда нужно предупредить за шесть месяцев. И вот очередной срок — весной 2019-го, а ведь в марте президентские выборы.

«А продление срока действия еще на десять лет этого договора для украинской власти означало полномасштабную атаку правых, атаку националистов с патриотическими лозунгами на власть. Поэтому выхода не было», — объясняет директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Националисты у стен Верховной Рады напоминали президенту о себе стычками с полицией, а он как будто услышал и предложил внести в Конституцию пункт о необратимости курса на вступление в Евросоюз и НАТО, то есть о стремлении к светлому будущему. И неважно, что тянет какой-то безысходностью.

«Если в Конституции записано: Украина стремится вступить в НАТО и в Европейский Союз, если она когда-то вступит, хотя вероятность этого ничтожна, то тогда, собственно говоря, нарушается Конституция, потому что там записано не пребывание в НАТО, а стремление к вступлению, а оно закончится в момент вступления, ну то есть понимаете, пишется, что называется, не на века, а на завтра, в этом, собственно говоря, проблема всей украинской политики», — отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

Украинский президент, впрочем, предпочел сосредоточиться не на проблемах, а на достижениях. И тут, конечно, снова не обошлось без России.

«Мы соскочили с российской газовой иглы, на которой сидели много лет президенты, премьеры, правительства. Казалось, обречены были сидеть на ней вечно. Ан нет: уже два года как не покупаем газ в России», — заявил Петр Порошенко.

Покупают в Европе, правда, все равно российский, о цене молчок, но это, впрочем, примерно такое же экономическое чудо, как поставки угля из Южной Африки вместо Донбасса — дорого, но дело принципа. Вот и газ из России, проходя через европейскую трубу, наверное, как-то очищается, и таким топливом настоящим патриотам пользоваться не стыдно.

Киевской пенсионерке Валентине Лукашевой вообще все равно, чей газ горит под ее кастрюлей — волнует цена. А тарифы растут, и по соглашению с МВФ до 2020 года должны вырасти еще чуть ли не на 50%. Слухи ходят разные, но дорого уже сейчас.

«Тем более воды нет все лето, кастрюля, видите, стоит круглосуточно, потому что и помыть, и постирать, и помыться. На 1400 пенсию лекарства покупать, или кушать, или за газ платить и за воду соответственно. Так что я не знаю, как это будет выглядеть, куда смотрит наше правительство», — сетует Валентина Лукашева.

Правительство и президент смотрят вперед и, похоже, предпочитают не оглядываться и не рассуждать обо всяких социальных мелочах. Не на них стоит страна.

«Армия, язык и вера — и это не лозунг. Это — формула современной украинской идентичности. Армия защищает нашу землю. Язык защищает наше сердце. Церковь защищает нашу душу», — заявил Петр Порошенко.

А греет, наверное, перспектива получения автокефалии раскольниками Киевского патриархата. Порошенко и это записал себе в актив, как продолжение борьбы с московским влиянием. О возможных последствиях, конечно, ни слова. Но даже первый президент Украины Леонид Кравчук, которого никак не заподозришь в симпатиях к Москве, и тот призывает быть осторожнее с религией и с чувствами верующих.

«У нас свои законы и Конституция, у них канонические другие законы. Мы не можем вмешиваться и править их, это было бы безумием, поэтому мой призыв: не спешить, не делать это под какие-то политические задачи, ни в коем случае, потому что вы понимаете, каждый хочет приписать себе сегодня заслуги во всем, ну тем более накануне президентских выборов», — заявил первый президент Украины Леонид Кравчук.

Выборов, которые не должны заставить страну свернуть с выбранного курса, это чаяния пятого президента Украины. Курс ведь верный, и есть, по словам Порошенко, серьезные улучшения, просто не все их пока почувствовали. А послушать народ на улице, так вообще никто.

Вероятно, эти смешанные чувства здорово влияют на президентский рейтинг. По данным опросов, у Порошенко от пяти до десяти процентов, а антирейтинг от 50 до 70%.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей