Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
22 октября 2018, 21:21

В Татарстане выражения из подворотни попали в задания для школьной олимпиады по литературе


Кирилл Клейменов

В Татарстане провели школьную олимпиаду по литературе. По русской литературе. Оказалось, что это понятие — русская литература — очень широкое. Слишком широкое. Как говорил классик, я бы сузил.

«Говнюк ты старый!— сердито говорили ему. — Ты хоть не на скрипке, ты хоть на балалайке сыграй, ты же глухой, как пень, у тебя рука вон левая уже совсем не гнется, дурак ты такой! Оглянись, тут дети ходят, … ты стоеросовый, … замшелый, а ты их словами своими путаешь, козлище вонючее!» — читает отрывок из своего произведения Алексей Слаповский.

Алексей Слаповский — современный писатель, финалист Букеровской премии. Его рассказ «Скрипка Страдивари» попал к школьникам в виде задания на олимпиаде по литературе.

«В середине текста мы дошли до некультурной лексики. Мы удивились, были сконфужены. Потом, по мере выполнения задания, все отсмеялись, мы поняли, что текст несет глубокую мысль», — говорит ученица 10 класса Юлия Ахметзянова.

Мысль — глубокая, лексика — нецензурная. Так старшеклассников решили познакомить с современной литературой. Этих писателей нет в обязательной программе, но в список литературы, рекомендованной Министерством образования, попали произведения, где авторы не скупятся на выражения.

Десятиклассники анализировали рассказ Слаповского о жителях небольшого городка и главном герое, который хотел играть исключительно на скрипке Страдивари и ни на чем больше. Знакомые, понятно, его за это недолюбливали и бранили разными словами.

«Я когда эти тексты увидела, я сама была шокирована. Это не школа, это улица, бульварная пресса. На литературе, на русском языке детей обязаны обучить красивому русскому языку», — возмущается мама одного из школьников Екатерина Беляева.

В некоторых школах успели заменить тексты заданий. Школьникам предложили классику — Владимира Высоцкого и Беллу Ахмадуллину.

Бранной лексике в учебном заведении не место и литературы с пометкой «18+» не должно быть в школьной программе, считают учителя. Родители тоже возмущены и с трудом сдерживаются в выражениях.

«Давайте на олимпиаде по химии будем синтезировать наркотики. Какие проблемы? Ведь дети знают, что это такое. Школа, если это школа, там должны быть рамки», — подчеркивает Екатерина Беляева.

Конечно, нашлись и те, кто рад подобным нововведениям — выпускники наконец-то знакомятся с современной литературой. Вот только эту литературу можно было бы адаптировать.

«Нужно было прокомментировать текст и объяснить, что вы приобщаетесь к другой литературе. В 10 классе можно было убрать этот абзац, пусть несколько слов. В принципе, текст Слаповского ничего бы не потерял», — считает преподаватель литературы Татьяна Сорокина.

Впрочем, сам Слаповский против любой цензуры. И убежден, что школьникам можно читать его рассказы. Вот только дома, наедине с собой. И с позволения родителей.

«Книга большая, там много рассказов. Я одобряю выбор Минобраза, но надо было выбрать что-то другое», — отмечает писатель.

В самом Министерстве образования Республики от комментариев воздерживаются. Но после олимпиады в ведомстве собрали экстренное совещание и рекомендовали впредь внимательнее выбирать тексты. 

Кирилл Клейменов

Вот этот самый пресловутый аргумент. Дескать, надо адаптировать детей к внешнему миру. Ко всем его жестокостям. Гримасам и издержкам. В нем есть не только мат — наркомания, педофилия, изнасилования, убийства. Да много всего в нем есть.


Поэтому есть такая глубокая и довольно популярная педагогическая идея. Надо знакомить школьников со всей этой реальностью, так сказать, в гомеопатических дозах. В виде прививки. Для повышения, так сказать, резистентности организма. Ну, разрешить в старших классах легкие наркотики, чтобы не потянуло к тяжелым. Чтобы не пили денатурат — прививать вкус к правильному вину. Чтобы психика не разрушилась в случае, не дай бог, изнасилования — ну, вы поняли.


Последнее, кстати, даже практиковали в некоторых особо продвинутых московских школах. Так называемые «практиканты» из педсостава этих школ до сих пор в бегах. И правильно.


Вот что я скажу. Я бы даже к нашим законодателям обратился с просьбой: ввести ответственность за обсуждения подобных предложений. И за подобные задания для школьных олимпиад тоже.


Потому что я уверен: разврат малых сих — одно из самых страшных преступлений. Из возможных. А все эти идеи — подготовим детей к взрослой жизни, лучше цинизм, чем лицемерие, это такая артподготовка. Точнее пиар-подготовка для педофильского лобби, которое намного страшнее и могущественнее, чем многие из нас думают.


Возможно, кому-то покажется, что я преувеличиваю. Даже спорить не буду. В отношении к детям, к их безопасности только так и должно быть. И никакой запас — двойной или даже тройной — здесь не лишний.


Уверен, родители меня понимают.

Читайте также: