Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
28 октября 2018, 22:00

Лидеры Европы взялись за Ближний Восток: приведет ли к миру саммит в Стамбуле?


 

Петр Толстой

Событие недели, которое не просто трудно, а невозможно себе было представить не 50, не 20 и даже 10 лет назад. Ближний Восток — ключевой регион земного шара. Сирия — главный регион Ближнего Востока. И вот все в этом месте решается без Америки. Россия, Турция, Иран, европейские страны в традиционном уже для них пассивном, немного страдательном залоге — они принимают беженцев. Но американцы стоят в стороне и смотрят. Вчера в Стамбуле прошла четырехсторонняя встреча по Сирии: Франция, Германия, мы и Турция.


Повар местного кафе в Хомсе разучил «Катюшу» год назад, когда с тысячами земляков вернулся в освобожденный от боевиков город. Говорит, отрепетировал на журналистах из России, но учил песню, конечно, для русских военных.

«Они оставили семьи, родину и, что уж говорить, спасли мою страну. Хотя бы этим отблагодарю их, напомню о доме», — сказал Джордж Халюфа.

Когда по просьбе Дамаска Россия пришла на помощь Сирии, у многих здесь появилась надежда на мир. Но тогда мало кто мог себе представить подобную встречу Стамбуле. Террористы рвали страну на части, а Запад почти открыто поддерживал их не только политически, но и оружием и деньгами. За четыре года военными и дипломатическими усилиями России удалось переломить ситуацию, найти общий язык с Турцией и Ираном. Потом был астанинский формат с участием сирийской оппозиции. И вот впереди уже новый этап.

«В первую очередь, необходимо обеспечить запуск деятельности Конституционного комитета в Женеве, который призван рассмотреть основополагающие вопросы будущего государственного устройства Сирии», — сказал Владимир Путин.

Российский президент надеется, что эта работа будет окончена до конца года. Чтобы понять, какой это большой сдвиг, достаточно вспомнить, как на Западе в самом начале называли решительные действия России против террористов.

«Такой подход равносилен тому, чтобы тушить огонь бензином», — сказал министр обороны США в 2015-2017 гг. Эштон Картер.

Всего через два года канал CNN посрамит министра: назовет сочинский саммит России, Турции и Ирана в ноябре 17-го «встречей победителей» и даже сравнит его с Ялтинской конференцией, отметит, что теперь эти три страны решают судьбу Ближнего Востока.

Стамбульские переговоры – прямой результат продолжения той встречи. Коллективный Запад в разрешении сирийского кризиса в лучшем случае не мешал. В лучшем случае. Президент Турции хоть мягко, но напомнил об этом.

«Дело в том, что сирийский конфликт превратился в глобальную проблему именно по той причине, что международное сообщество не считало эту проблему своей проблемой. Многие страны поняли значение кризиса только тогда, когда этот кризис, эти проблемы достигли границ этих стран», — сказал Реджеп Эрдоган.

Впрочем, даже после того, как волны беженцев из Сирии докатились до границ европейских стран, их лидеры умудрялись обвинять в этом Москву, забыв, что к моменту вмешательства России в конфликт война в Сирии шла уже почти четыре года. Забыв и о том, что этот конфликт не принял бы такие масштабы без участия Запада.

Самый последний пример — ситуация вокруг Идлиба. США и их союзники были готовы нанести удары по сирийской армии, если та начнет наступление на этот последний террористический анклав в стране. В сентябре в Сочи Владимир Путин и Реджеп Эрдоган нашли, как разрядить ситуацию. В итоге Москва убедила Дамаск согласиться на создание там демилитаризованной зоны, а Турция обещала убедить боевиков вывести оттуда тяжелые вооружения и в итоге уйти. Однако террористы срывают договоренности.

«В случае если радикальные элементы будут препятствовать решению этой задачи, будут совершать вооруженные провокации из идлибской зоны, Россия оставляет за собой право оказать действенную поддержку решительным действиям сирийского правительства по ликвидации этого очага террористической угрозы», — заявил Владимир Путин.

Двойные стандарты, с которыми Запад подходит к борьбе с терроризмом в Сирии, в полной мере проявились во время операции сирийской армии в Алеппо при поддержке российских ВКС. В течение всей многомесячной осады гнезда террористов и Москва, и Дамаск объявляли прекращение огня, открывали гуманитарные коридоры для мирного населения, даже пути для выхода из города боевиков. Все — чтобы избежать жертв. Между тем западные политики требовали прекратить осаду, заявляя, что в Алеппо засели не террористы, а демократические повстанцы. Такая позиция Запада у многих вызывала недоумение.

«То есть в Алеппо — повстанцы, а в Мосуле — террористы. Точно так же, когда штурмовали иракский город Кобани, там были террористы, сплошные террористы. Но их вытеснили на юг, в Алеппо, и вот теперь они повстанцы. Но ведь это одни и те же люди. И такой ребрендинг происходит постоянно», — отметил публицист Хольгер Экхофф (Германия).

Здесь, впрочем, нужно напомнить, что при штурме Мосула в Ираке американская авиация просто сровняла город с землей. Там погибли десятки тысяч мирных жителей. Примерно так же они штурмовали и сирийскую Ракку. По данным ООН, в городе было уничтожено 80% зданий. Точное число жертв до сих пор неизвестно.

В пятницу издание «Уолл-стрит джорнэл» пишет в своей статье: строители не могут приступить к восстановлению Ракки, потому что через год после ее взятия под развалинами еще слишком много погибших.

«В парке, площадь которого чуть больше футбольного поля, может быть похоронено 1500 тел. Работы по эксгумации и опознанию тел продвигаются так же медленно, как и возвращение жителей к нормальной жизни. Какой-то масштабной реконструкции здесь нет, только признаки частичных улучшений», — пишет издание.

Восстановление Сирии тоже было в центре переговоров в Стамбуле. И здесь также не все просто.

«Я считаю, что очень важно, чтобы беженцы вернулись в родные дома. И здесь необходимо тесное сотрудничество с ООН и другими международными организациями. Но возвращение беженцев возможно только после политического урегулирования конфликта», — сказала Ангела Меркель.

Кстати, до последнего времени Германия и Франция отказывались помогать восстановлению территорий Сирии под контролем Дамаска. Турция дала им понять, что не может вечно держать беженцев у себя. Возможно, ее услышали. А Владимир Путин предложил для решения сирийской проблемы прекратить делить сирийцев на своих и чужих.

«Для того чтобы эта работа шла успешно, она должна идти спокойно, в уважительном режиме к законному правительству Сирийской Арабской Республики. Кстати говоря, все употребляют выражение "сирийский режим", а, между прочим, в Резолюции Совета Безопасности ООН сказано "правительство Сирийской Арабской Республики"», — отметил президент России.

Проблема беженцев, можно сказать, главная. Есть просто вопиющие примеры. Лагерь Рукбан на границе с Иорданией. Около 50 тысяч беженцев находятся здесь в катастрофическом положении. Не хватает еды, чистой воды, медикаментов. Имеющиеся палатки и землянки не спасут от скорых холодов, а топлива почти нет.

Дело в том, что неподалеку США и их союзники из "Сирийской свободной армии" построили военную базу и ввели 55-километровую зону безопасности, обнеся ее колючей проволокой. А после того как Иордания закрыла границу, снабжение лагеря Рукбан почти полностью перекрыто. Россия предложила Анкаре, Берлину срочно собрать международную конференцию по сирийским беженцам.

«Нужно расширить само понятие "гуманитарная помощь" и иметь в виду при этом поставку медицинского оборудования, лекарств, восстановление инфраструктуры, водоснабжение. Россия многое делает в этом направлении, но чтобы радикально улучшить ситуацию в стране, снять острые социальные проблемы, восстановить экономику, нужны коллективные усилия всего мирового сообщества», — сказал Владимир Путин.

В этом контексте присоединение Германии и Франции к сирийскому мирному процессу западная пресса уже назвала знаковым событием, учитывая их финансовые возможности. Споров за столом переговоров, конечно, прибавится. Тем не менее все прекрасно понимают, кто за этим столом и впредь будет играть ведущую роль.

 

Петр Толстой

На встрече в Стамбуле представителя от США не было. Однако это не помешало им высказать свое мнение. Вот как оценил встречу глава Пентагона Джеймс Мэттис, находившийся в это время в Бахрейне, на саммите по региональной безопасности: «Беспринципность России и готовность игнорировать преступную деятельность Асада против его собственного народа свидетельствуют об отсутствии приверженности основным моральным принципам. Сегодня я заявляю, что присутствие России в регионе не может заменить давнюю твердую и очевидную приверженность США Ближнему Востоку».

То есть дело в принципах, а они, естественно, есть только у США. На вчерашней встрече все лидеры подтвердили соглашение о создании зоны демилитаризации в сирийской провинции Идлиб. Об этом еще 17 сентября договорились президенты России и Турции.

Итоги саммита по Сирии в студии обсуждают: международный обозреватель ИД «Ъ» Максим Юсин, профессор МГИМО Андраник Мигранян, глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, первый заместитель генерального директора российского информационного агентства ТАСС Михаил Гусман.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей