Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 ноября 2018, 18:18

Причиной аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» стала ошибка при ее сборке

Ракеты «Союз», которые должны отправиться на орбиту в ближайший месяц, будут пересобраны под особым контролем, чтобы предотвратить проблемы, подобные той, которая привела к крушению экспедиции на МКС 11 октября. О выводах и дальнейших мерах рассказали в комиссии по расследованию аварии. Самое важное — речь не о конструктивных недостатках. Ступень не отделилась из-за ошибки в сборке.

И снова человеческий фактор. Датчик контакта разделения первой и второй ступени ракеты повредить не так просто — внутри металлический стержень, так называемый шток. Но специальная комиссия установила, что именно это произошло, когда корабль «Союз» собирали на Байконуре.

«Комиссия однозначно установила, что было нарушение технологии, это человеческий фактор. К сожалению, такое иногда происходит. Подобных случаев не было 32 года», — сказал руководитель аварийной комиссии, заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения ( ФГУП ЦНИИмаш) Олег Скоробогатов.

К чему это привело, видно на кадрах с внешней обшивки «Союза». На 188-й секунде полета не смог отделиться боковой блок «Д». В нужный момент не сработал поврежденный датчик, поэтому не поступила команда открыть клапана реактивного сопла, который должен был мощной струей отстрелить отработавший блок.

«Этот блок вначале скользнул по обратному конусу блока А, а затем он ударил по баку горючего, что привело к вскрытию бака горючего, разгерметизации. Зарегистрированные возмущения привели к потере стабилизации и формированию команды на аварийное выключение двигателей на 121-й секунде», — рассказал руководитель аварийной комиссии, заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института машиностроения ( ФГУП ЦНИИмаш) Олег Скоробогатов.

Ранее СМИ писали, что кто-то из сборщиков повредил шток, но не сообщил о ЧП, а только посильнее смазал детали. Чьих рук это дело и как все было в действительности — члены комиссии пока не раскрыли.

«Этими аспектами занимаются соответствующие правоохранительные органы. Мы разбираем технические вопросы, техническую сторону аварийной ситуации, а, естественно, у каждой аварии есть фамилии, имена и отчества», — сказал заместитель генерального директора ГК «Роскосмос» по ракетостроению, эксплуатации наземной космической инфраструктуры, обеспечению качества и надежности Александр Лопатин.

Версий аварии было 10, но почти все быстро отмели — настолько очевидны были причины крушения. Это подтвердили эксперименты на Земле, компьютерное моделирование. И хотя техника ни при чем, в «Роскосмосе» заявили, что разберут и соберут заново два «Союза», которые готовятся к запуску в ноябре.

В «Роскосмосе» подчеркнули, что довели всю информацию до руководства NASA. Правда, американские коллеги, которые были на пресс-конференции, результаты расследования комментировать отказались.

Членов аварийной комиссии спросили, какие выводы будут сделаны в российской космической отрасли, которая за последние годы не впервые столкнулась с этой проблемой.

«Будут внедрены дополнительные проверки доработки процессов сборки ракеты-носителя в пакет, введения дополнительных точек для видеодокументирования. И дополнительно будут, видимо, организационные, технические меры — это переаттестация персонала», — сообщил генеральный директор АО «Ракетно-космический центр "Прогресс"» Дмитрий Баранов.

Члены комиссии при этом обратили внимание на эффективность спасательной системы «Союза» и в целом — надежность носителей. Это был уже 1839-й запуск и случилось 90 аварий, то есть меньше пяти процентов. Однако эксперты признали, что крушение ударило по репутации отрасли и ситуации нужно уделить особое внимание.

Что касается дальнейших стартов — программа скорректирована. 16 ноября грузовой корабль «Прогресс» отправится к Международной космической станции.

20 декабря этого года — в ЦУПе указано, когда на Землю должен вернуться нынешний экипаж МКС. Дату пришлось перенести больше чем на две недели из-за аварии «Союза». Но в «Роскосмосе» заверили, что следующий пилотируемый старт со сменой космонавтов отправится на орбиту 3 декабря.

Читайте также: