В Москве открылась первая в новейшей истории персональная выставка Савелия Сорина
Признанному мастеру портретов удавалось буквально вдохнуть жизнь в свои полотна, на которых — самые известные его современники. Владимир Сорин впервые держит в руках дедовские кисти. О родстве с именитым художником-эмигрантом Савелием Сорином он узнал лишь в 90-х — семья долго хранила эту тайну. На полотнах великого деда не просто артисты, светские дамы, монаршие особы.
«Королева английская, Елизавета Вторая. Тогда она была молодой, и еще не была королевой, а была принцессой Эдинбургской. А за 25 лет до этого написал ее маменьку», — рассказывает внук художника Владимир Сорин.
Мастер улавливал тончайшие нюансы, вплоть до разницы мимических морщинок на левой и правой половинах лица. Писал долго, на одну работу уходило от 30 до 60 сеансов.
Савелия Сорина называют трижды признанным мастером портретного жанра: сначала он добился успеха в России, затем — в Европе, а потом и за океаном, в Америке. Ведь каждая его работа будто пронизана светом человеческой души.
Балерина Вера Немчинова задумчиво раскладывает пасьянс; нахмурил брови князь Волконский; Федор Шаляпин, поседевший, с нотами в руках; его дочь, лихая Дасия, просила написать ее в образе партизанки. 1945 год. Таким сосредоточенным взглядом Сорин изучал каждую свою модель — это автопротрет.
«Можно саркастически, можно с иронией изобразить, можно чрезмерно преувеличить красоту или наоборот, не красоту изображенного лица — художник всегда должен быть заинтересован, очарован своей моделью. Мне кажется, Сорин всегда был очарован своими моделями, поэтому они были такими красивыми, поэтому искусство такое красивое», — считает искусствовед, заместитель заведующего отдела личных коллекций ГМИИ им Пушкина Алла Луканова.
Кисть — слишком мягкий инструмент. Чаще он обращался к простым графитным карандашам. Уголь, немного белил. Иногда акварель или гуашь — так называемая смешанная техника, и такая узнаваемая.
«Виртуозность, простота, острота и чистота линий — как у старых мастеров. Портреты Сорина как раз не изобилуют деталями, их очень мало, он совершенно свободен от внешних эффектов, что было характерно для художников салона», — отмечает куратор выставки Наталия Курникова.
Бешеная популярность за рубежом и почти полное забвение на Родине. Савелий Сорин так мечтал показать эти работы дома, что перед смертью завещал отправить 30 портретов. Их привезла вдова Анна Сорина в 70-х, тогда же прошла первая персональная выставка художника. Сейчас открывается вторая персональная в России.