Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
11 ноября 2018, 22:15

Продуктовый напор — что будет с ценами на еду и чего не переваривают торговые сети

 

Петр Толстой

Среди самых обсуждаемых тем после погоды и Америки остается рост цен – как правительство могло бы его остановить, и тогда всем бы на все хватало бы денег. Хотим мы или нет, но живем мы в рыночной экономике, пока что слабо контролируемой государством. Невидимая рука рынка продолжает невидимо шарить по карманам и менять ценники на продукты из пальмового масла, пока экономисты гайдаровского разлива продолжают ждать иностранных инвестиций, которые видимо упадут с неба. А символ рыночной экономики у нас никакой не рынок. Рынки – они в деревнях разве что остались. А в городах что? Правильно. Супермаркеты. Торговые сети. И все в них хорошо. Все в них есть – от буженины и хлеба до макарошек. Вопрос один – почему так дорого и можно ли хотя бы не поднимать цены.

Этим пустым складом директор молокозавода гордится не меньше, чем новейшими автоматизированными линиями. Все, что произвели на сегодня — ушло в магазины. Теперь работа на завтра, а это тонны молока, творога, сметаны со сроком годности всего пять суток. Тут не боятся, что продукты не раскупят. Работают под заказ. И с жестким правилом — возврату не подлежит.

«Я же не навязываю им: вот мне некуда, ну-ка заберите у меня. И я строго по заявке. Какой возврат. Извините меня, ведь вы давали заявку», – сказала генеральный директор молокозавода Нина Квасникова.

Но это производитель с историей и репутацией может себе позволить диктовать магазинам условия. Тем же, кто только выходит на рынок, чтобы застолбить место под лампами торговых сетей, нужно как-то доказать – нас полюбит покупатель. И для начала полюбить продавца — подписать договор купли-продажи, но с пунктом обратного выкупа. Что, по сути, означает возврат непроданного товара.

«Поставщик мог мотивировать торговую сеть тем, что если ты что-то не продашь, то я заберу у тебя это обратно. И, соответственно, сеть идет на этот риск, выставляет товар на полку – если товар не пошел, будем производить какое-то новое», – отметил председатель правления российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

Чтобы хруст французской булки оценили в Рязани, на это предприятие приезжал кондитер из Парижа. Вот только иностранцам в России и не снилось, что кто-то у них может что-то купить, потом вдруг вернуть и деньги назад потребовать: для иностранных продуктов система «не продано – заберите» не работает. Этот режим только для своих.

«По некоторым сетям до 25% возвращали хлеба. В целом, если мы берем по производству, в районе 7-8 в хорошем варианте, в, среднем, получалось 10% возврат хлеба. Если в целом по году брать это порядка 25-30 миллионов в год», – пояснил руководитель хлебопекарной компании Николай Бодягин.

Миллионы рублей — убытки лишь одного и далеко не самого большого производства. На его фоне оценки экспертов в масштабах страны — 300 миллиардов в год – не выглядят преувеличением. Не съедаем все — объясняют продавцы, но продолжают заказывать впрок. С хлебом и кондитерскими изделиями самая большая проблема. А с молоком вроде возврат не больше 2%, но это тоже сотни тысяч тонн сырья, которого так не хватает для производства качественных продуктов. И большая часть этого сырья выброшена, слита. Если хлеб хоть в сухари, то во что можно переработать ряженку?

«У нас в товарной цепочке три основных звена. Это производитель сырья, переработчики и ритейл. Задача государства — поставить работу так, чтобы затраты по всей товарной цепочке равномерно распределялись. Но реально всегда вырывается кто-то один. На сегодня это розничная торговля», – отметила эксперт молочной отрасли Татьяна Рыбалова.

Навязанный возврат — это логистика (надо же как-то товар вывезти) и утилизация. Редкий производитель занимается этим сам – отдает специализирующимся на просроченных продуктах фирмам. А дальше часто туманная история: что-то сразу выбрасывается, что-то идет на корм животным, а что-то, после переработки, и в фастфуды. И все нами же покупателями оплачено.

«Эти риски производитель полностью брал на себя, все эти затраты брал на себя. Ну, соответственно, это сказывалось на ценах полки. Потому что производитель, мы все это понимаем, не может в минус работать, поэтому все закладывалось в цену, и это видел конечный потребитель», – объяснила коммерческий директор мясокомбината Ирина Курганова.

Чтобы потребитель видел цену пониже — сети требуют продавать товар им подешевле. И хорошо, если репутация — с крупными производителями все же церемонятся. А с новичками разговор короткий. И подчас замечая на полке новый продукт дороже среднерыночного, мы думаем, что обнаглел производитель. Но ведь не знаем, сколько рублей приписал к цене продавец.

«Сети сегодня могут делать наценку от 15 до 60-70%. И в этом отношении с ними сложно о чем-либо разговаривать. Они говорят — у вас есть товар, у нас есть сеть. Это заставляет многих производителей снижать свою цену за счет качества», – отметил президент агрохолдинга Дмитрий Матвеев.

За счет этой самой наценки магазинов мир давно борется с просрочкой продуктов. Чем выкидывать — не выгоднее ли поделиться?

«Видели в Финляндии – цена 0. Ноль. Прямо показан ноль не рублей, а что там у финнов. Понимаешь, что срок реализации заканчивается, то надо думать или отдать бесплатно, или уценить, но это должны думать магазины», – рассказала генеральный директор молокозавода Нина Квасникова.

Не бесплатно, конечно, но 20-30% скидки некоторые сети уже освоили. Но не на все товары. Взять, к примеру, овощи. Возврат их жестко запрещен — вот и гниют частенько на прилавке. В ходу пока все больше «неценовые» способы продать, что залежалось.

Договориться о съемках в магазине — целая история. Поэтому снимаем на мобильный телефон. Чувствую себя шпионом – прямо какой-то секретный объект. Хотя любой покупатель знает, что даже в самом хорошем магазине, чтобы купить свежие продукты нужно смотреть в оба. И помнить про любимый «секретный» маркетинговый прием. Например, свежее молоко будет стоять у стенки, а в первых рядах то, чему жить осталось всего-ничего.

Усилить конкуренцию на прилавках, по идее, должен законопроект, принятый Думой. Он запрещает продавцам возвращать производителям нераспроданные продукты со сроком годности до 30 дней. В супермаркетах таких сегодня половина, а то и больше: хлеб и торты, рыба и мясо, молочные продукты, овощи, фрукты. Исключение будет сделано только для товаров ненадлежащего качества — к примеру, с поврежденной упаковкой — их, разумеется, можно и даже нужно вернуть производителям. Перестраиваться придется всем участникам торговой цепочки. Время будет — полгода. 

 

Петр Толстой

На минувшей неделе в Госдуме был принят закон, который запрещает возврат непроданной продукции из торговых сетей – каковы плюсы и минусы этого решения для покупателей сейчас обсудим с нашими гостями

Ситуацию обсуждают: экономист, предприниматель Дмитрий Потапенко; производитель мясной продукции Эльвира Агурбаш; председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов; первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в ГД РФ Андрей Исаев; секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей