Проект федерального бюджета на 2019-2021 годы принят во втором, основном чтении
Государственная Дума принимает бюджет во втором чтении. Что нам с вами нужно знать об этом процессе?
Только две вещи. Первая — на все денег хватит и еще останется, как-никак разница между доходами и расходами аж четыре триллиона. Я имею в виду плюс четыре триллиона за ближайшие три года. Второе. Если на что-нибудь не хватит, в третьем, окончательном чтении добавят как раз из тех самых четырех триллионов. И все равно еще останется.
Андрей Макаров простоял сегодня на трибуне четыре часа, отвечая, почему часть поправок к бюджету комитет накануне отклонил.
«А то получится, как в старое доброе время, ваша цифра высока, ну а наша выше, ваша взята с потолка, ну а наша — с крыши», — сказал председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции «Единая Россия» Андрей Макаров.
Это к тому, что за предложениями некоторых депутатов нет никаких расчетов. Дайте больше денег, и все! А второе чтение основное. Тут нужно детально, но в рамках уже выделенной общей доли бюджетного пирога. У социальной политики самый большой кусок. Там лишь на демографию — это и поддержка молодых, и помощь пожилым — заложено свыше полутора триллионов рублей. Каждая фракция просит от себя на разные цели еще добавить.
«Пять миллиардов мы предлагаем направить на субсидии, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские, фермерские хозяйства. А также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства», — говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, член фракции ЛДПР Сергей Катасонов.
Заработать на два триллиона больше, чем потратить — бюджет на будущий год с профицитом. Это ресурс экономики и залог ее стабильности, своего рода подушка безопасности. Оппозиция настаивает — «подушки» не надо. Только на Резервный фонд правительства и только от КПРФ запросов больше, чем денег в этом фонде. При этом депутаты подчас не видят — средства, за которые они ратуют, уже выделены. Просто по разным статьям, как, к примеру, с новыми школами.
«Может быть, мы решаем проблемы строительства школ и мы закроем эту тему? Нет. Потому что та сумма, которая планировалась на 2018 год, 2017 год, она не выросла, по сути дела. Она точно осталась такой же. А это на 85 регионов опять 25 миллиардов рублей», — возражает член комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции КПРФ Вера Ганзя.
«Уже 50 миллиардов рублей. Но только мы разделили цели. Вот на создание новых мест в школе остаются 25 миллиардов рублей, а остальные средства делятся на модернизацию школ. Простите, в школах Сибири нет туалетов, вот на это направляются конкретные средства», — поясняет председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции «Единая Россия» Андрей Макаров.
Снизить зависимость от нефти — казалось бы, об этом говорили последние лет 20, чтобы не наступать уже на грабли резких колебаний рынков. И вот когда дело пошло — несырьевые доходы растут, а сырьевые сверхприбыли копятся, опять вернулись разговоры — давайте планировать расходы с расчетом на дорогую нефть. С бирж свежая иллюстрация опасности такого шага — баррель вдруг потерял в цене, но не все это заметили.
«Мы еще раз будем указывать и правительству, и депутатам фракции большинства, что же нужно сделать для того, чтобы бюджет был прорывным. Но прежде всего нужно прорывным образом наполнять доходную часть бюджета», — подчеркивает заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме РФ Олег Нилов.
Для начала нужно разобраться с уже выделенными деньгами. Из правительственной ложи депутатам напомнили, что не все бюджетные средства расходуются — к концу года приходится перераспределять. К тому же, в новом бюджете есть задачи, которые раньше не ставились. В итоге, как заявил спикер Думы, большинство прошедших сегодня поправок поддержано всеми фракциями.
«Отличительная черта бюджета, который мы сегодня принимали, — это бюджет развития. В общем, во втором чтении как раз было обеспечено финансирование тех проектов, которые должны в будущем решить многие проблемы в области образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, развития экономики. Это задачи, которые перед нами поставил президент. И сейчас многое зависит от того, как будет обеспечен контроль за реализацией бюджета», — подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин.
И этот контроль во многом ложится на Думу — профильные комитеты наравне с министерствами будут отслеживать, как идет работа по национальным проектам и государственным программам.