Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 ноября 2018, 21:38

Персональная выставка Михаила Шемякина: дверь в миры, где нашлось место и страданиям, и опале, и мировой славе


Кирилл Клейменов

В Москве на Гоголевском бульваре открылась выставка Михаила Шемякина. Как говорят специалисты, самая полная в России за долгую жизнь скульптора и художника.


Не будучи специалистом, скажу только, что думаю и чувствую в этой связи. Рискну сказать.


Обычно, великое искусство — история сознания народа. В большой степени, чем что-либо еще. В большей, чем история. Петруша Гринев и Пугачев, Андрей Болконский и Наполеон, Раскольников и Соня Мармеладова. Причем, разумеется, Пугачев и Наполеон не исторические, а из «Капитанской дочки» и «Войны и мира», а также Онегин, Печорин, Мастер и Воланд — это и есть главная история нашей страны, а не учебник истории, хорошо это или плохо.


Так вот. Наряду с историей национального сознания есть еще более короткая, но не менее важная — история подсознания. История наших снов, тайных надежд, страхов и фобий. Такими были Гоголь, Сологуб, Андрей Белый. Таким художником для нас, мне кажется, был и остается Михаил Шемякин.

И правда, кажется, что слова эти выдуманные и понятны одному только Шемякину. На самом же деле они просто забыты. «Убивальница» — это рубаха, которую невеста надевала на девичник — убивалась, что жених из семьи забирает. «Тяжелко» — рабочий кафтан. «Охряпка», «ошмыга» и «оберюхта» — устаревшие синонимы слова «оборванец». Так уже очень давно не говорят.

Карандашом и акварелью Михаил Шемякин оживил утраченные слова. В 75 художник начинает немыслимых масштабов проект — Шемякинскую азбуку позабытого языка в 49 томах. Но этот цикл занимает всего пару залов на его первой за четверть века московской персональной ретроспективной выставке.

«25 лет я здесь не выставлялся, пора бы уже все-таки показать, чем я занимаюсь», — говорит художник.

Своих причудливых героев он ищет в лужах на мостовой и опавшей листве.

«Казалось бы, простые засохшие цветы, а это целые платья, шляпы, трости… Это гениально», — поражается посетительница.

Фантастических персонажей и даже целые сцены с их участием Михаил Шемякин замечает в свечных огарках и кляксах краски.

«Это начинают рождаться какие-то образы, картинки, темы. А вот уже переходит в эскизы, после этого — даже живопись», — рассказывает куратор выставки Алексей Трегубов.

Было время, на родине художника принудительно упекали в дурдом, конфисковывали работы, депортировали. Спустя полвека его признали классиком, но теперь уже сам Шемякин против.

«Не все меня, во-первых, считают классиком, прежде всего — я, это самое главное, потому что для меня основное мнение — это мое. Вообще я себя считаю вечным учеником, потому что я всегда что-то нахожу новое, и всегда понимаю, что мы идем вперед. Если ты стоишь на месте, то ты автоматически топаешь назад», — отмечает Михаил Шемякин.

Некоторые его работы, как эти вспоротые туши животных, могут шокировать. Один посетитель сегодня даже поделился избытком впечатлений со смотрителем.

«Он работал на мясокомбинате. И вот он говорит, что это тяжелое зрелище», — рассказала сотрудник Московского музея современного искусства Инна Шпорина.

Подобная реакция на Шемякина неподготовленного зрителя обыкновенное дело. Вот, например, герой портрета — советский физик-ядерщик Николай Перфилов. В свое время даже звонил Шемякину, чтобы рассказать, как не понравились его работы. А впоследствии стал одним из первых коллекционеров художника.

Михаил Шемякин наблюдал немало таких зрительских превращений.

«Приходили на выставку один или два фермера. И вдруг на второй день мы замечаем, что они привели с собой кучу детей, человек 10 у каждого, потом своих жен, видно, своих знакомых», — рассказывает художник.

Целая анфилада Музея современного искусства посвящена театральным и экранным героям Шемякина. В центре внимания, кончено, «Щелкунчик». А еще персонажи его первого полнометражного мультфильма «Гофманиада», который художник готовил на протяжении 17 лет.

«Фантазия, конечно, зашкаливает», — отмечает посетительница выставки.

«Такие все безобразные, но отталкивающе прекрасные», — заявляет девушка.

И таких работ Михаила Шемякина в Московском музее современного искусства — 250. Выставка продлится до 27 января.

Читайте также: