Персональная выставка Михаила Шемякина: дверь в миры, где нашлось место и страданиям, и опале, и мировой славе
В Москве на Гоголевском бульваре открылась выставка Михаила Шемякина. Как говорят специалисты, самая полная в России за долгую жизнь скульптора и художника.
Не будучи специалистом, скажу только, что думаю и чувствую в этой связи. Рискну сказать.
Обычно, великое искусство — история сознания народа. В большой степени, чем что-либо еще. В большей, чем история. Петруша Гринев и Пугачев, Андрей Болконский и Наполеон, Раскольников и Соня Мармеладова. Причем, разумеется, Пугачев и Наполеон не исторические, а из «Капитанской дочки» и «Войны и мира», а также Онегин, Печорин, Мастер и Воланд — это и есть главная история нашей страны, а не учебник истории, хорошо это или плохо.
Так вот. Наряду с историей национального сознания есть еще более короткая, но не менее важная — история подсознания. История наших снов, тайных надежд, страхов и фобий. Такими были Гоголь, Сологуб, Андрей Белый. Таким художником для нас, мне кажется, был и остается Михаил Шемякин.
И правда, кажется, что слова эти выдуманные и понятны одному только Шемякину. На самом же деле они просто забыты. «Убивальница» — это рубаха, которую невеста надевала на девичник — убивалась, что жених из семьи забирает. «Тяжелко» — рабочий кафтан. «Охряпка», «ошмыга» и «оберюхта» — устаревшие синонимы слова «оборванец». Так уже очень давно не говорят.
Карандашом и акварелью Михаил Шемякин оживил утраченные слова. В 75 художник начинает немыслимых масштабов проект — Шемякинскую азбуку позабытого языка в 49 томах. Но этот цикл занимает всего пару залов на его первой за четверть века московской персональной ретроспективной выставке.
«25 лет я здесь не выставлялся, пора бы уже все-таки показать, чем я занимаюсь», — говорит художник.
Своих причудливых героев он ищет в лужах на мостовой и опавшей листве.
«Казалось бы, простые засохшие цветы, а это целые платья, шляпы, трости… Это гениально», — поражается посетительница.
Фантастических персонажей и даже целые сцены с их участием Михаил Шемякин замечает в свечных огарках и кляксах краски.
«Это начинают рождаться какие-то образы, картинки, темы. А вот уже переходит в эскизы, после этого — даже живопись», — рассказывает куратор выставки Алексей Трегубов.
Было время, на родине художника принудительно упекали в дурдом, конфисковывали работы, депортировали. Спустя полвека его признали классиком, но теперь уже сам Шемякин против.
«Не все меня, во-первых, считают классиком, прежде всего — я, это самое главное, потому что для меня основное мнение — это мое. Вообще я себя считаю вечным учеником, потому что я всегда что-то нахожу новое, и всегда понимаю, что мы идем вперед. Если ты стоишь на месте, то ты автоматически топаешь назад», — отмечает Михаил Шемякин.
Некоторые его работы, как эти вспоротые туши животных, могут шокировать. Один посетитель сегодня даже поделился избытком впечатлений со смотрителем.
«Он работал на мясокомбинате. И вот он говорит, что это тяжелое зрелище», — рассказала сотрудник Московского музея современного искусства Инна Шпорина.
Подобная реакция на Шемякина неподготовленного зрителя обыкновенное дело. Вот, например, герой портрета — советский физик-ядерщик Николай Перфилов. В свое время даже звонил Шемякину, чтобы рассказать, как не понравились его работы. А впоследствии стал одним из первых коллекционеров художника.
Михаил Шемякин наблюдал немало таких зрительских превращений.
«Приходили на выставку один или два фермера. И вдруг на второй день мы замечаем, что они привели с собой кучу детей, человек 10 у каждого, потом своих жен, видно, своих знакомых», — рассказывает художник.
Целая анфилада Музея современного искусства посвящена театральным и экранным героям Шемякина. В центре внимания, кончено, «Щелкунчик». А еще персонажи его первого полнометражного мультфильма «Гофманиада», который художник готовил на протяжении 17 лет.
«Фантазия, конечно, зашкаливает», — отмечает посетительница выставки.
«Такие все безобразные, но отталкивающе прекрасные», — заявляет девушка.
И таких работ Михаила Шемякина в Московском музее современного искусства — 250. Выставка продлится до 27 января.