Проект «Ямал СПГ» вышел на полную мощность досрочно
Богатство России прирастает Арктикой. Мега-проект в Заполярье – «Ямал СПГ» изменит расклад сил на мировом рынке сжиженного газа. Запасов месторождения хватит, минимум, на полвека! На запуске первой линии завода год назад побывал Владимир Путин. Вторая заработала летом. И вот – полная мощность! В репортаже Ивана Прозорова, о том, как в условиях вечной мерзлоты за рекордный срок создали настоящий промышленный город.
Точка отсчета новой эры в российской энергетике. «Ямал СПГ» – крупнейший в стране арктический завод – начал работу на полную мощность. Здесь добывают и сжижают природный газ.
«Строительство завода велось в крайне сложных, очень тяжелых, суровых условиях Заполярья. Все это началось в апреле 2014 года, и было завершено практически на год раньше. Сегодняшний успех – это общий успех компании «Новатэк», партнеров, французской компании «Тоталь», китайской «Си-Ин-Би-Си», фонда Шелкового пути», – подчеркнул Дмитрий Медведев.
Газ с предприятия напрямую закачивается в танкер. Вместимость – 170 тысяч кубометров. Размер – с футбольный стадион. Танкер носит имя Кристофа де Маржери – руководителя основного партнера проекта, французской компании Total, погибшего в авиакатастрофе. Этот газовоз построили специально для проекта «Ямал СПГ» год назад, и он перевез первую партию топлива в Великобританию. Сейчас таких танкеров уже четыре. Total – основной партнер ямальского проекта. О его значении для Европы и стран Азии рассказал нынешний глава компании Патрик Пуянне.
«Это для меня первый опыт, когда проект запускается на год раньше задуманного. Это большое свершение для компании «Новатэк». Я очень горд, что участвую в проекте. Я считаю, что он меняет реальность, поскольку одним из главных игроков на рынке сжиженного газа становится Россия», – отметил глава компании Патрик Пуянне.
Проект действительно общенациональный: в его реализации задействованы 650 предприятий из 55 регионов страны. В поселке Сабетта в 80-х располагалась лишь небольшая экспедиция геологоразведки для поиска залежей нефти и газа. И вот теперь здесь вырос полноценный город с жильем для десятков тысяч рабочих, своим аэропортом, который может принимать пассажирские и грузовые самолеты любого типа. А еще морпортом – это одна из важнейших опорных точек Северного морского пути. Кратчайший маршрут из Европы в Азию.
Задача – увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн. Развитие Арктики глава правительства обсудил с профильной госкомиссией. Состав обновлен: ее возглавит вице-премьер Юрий Трутнев.
«Для того, чтобы получить максимальный эффект от развития арктической зоны, все наши планы должны быть увязаны с планами развития государства в целом. Чтобы работать в этом направлении и дальше, я принял решение об обновлении состава госкомиссии по вопросам развития Арктики, подписал соответствующее решение. Эта комиссия станет более компактной, при этом она должна быть деловой, ее работа должна стать более интенсивной, учитывая масштабные задачи. Распоряжение я подписал, возглавит комиссию Юрий Трутнев», – заявил глава кабмина на совещании с членами Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
На совещании обсуждали и как связать сырьевые мегапроекты по железной дороге. На их развитие на Севере России до 2024 года потратят 240 миллиардов рублей. Только пять процентов суммы потратят из бюджета, остальное – средства частных инвесторов.