В Санкт-Петербурге проходит выставка уникального художника из Бурятии Даши Намдакова
Четверть века назад он создавал свои шедевры, закрывшись от всего мира в крошечной мастерской в Бурятии. Сейчас его работы в лучших музеях планеты, за ними охотятся звезды Голливуда и титаны политики. Даши Намдаков — скульптор и художник с душой кочевника. В Петербурге в Русском музее — выставка удивительных вещей.
О его работах пишут диссертации, снимают кино, а вот увидеть их вживую непросто: почти все в частных коллекциях. Даши Намдаков, один из самых загадочных художников нашего времени, слывет затворником, немногословен.
Камень, бронза, бумага, кость… Намдаков способен подчинить своей фантазии, кажется, любой материал. Вот «Вечность» — из золота, «Принцесса» — из бивня мамонта. Но любимой остается — бронза. Искусство литья в его роду передается веками. Намдаковы — дарханы. В Бурятии так называют мастеров, укротивших огонь и металл. Его первым учителем был отец.
«Он мог все. Он ткал ковры, писал живопись, я вырос в этом аромате, запахах масляных красок, высохших кистей. Восемь детей, он давал каждому из нас кисточку и говорил: «Это богоугодное дело, ты должен приложить руку!» — вспоминает художник.
До семи лет Даши жил в далекой забайкальской деревушке. Детский мир его был огромен: герои народного эпоса, буддийских притч, красота родной природы. Отголоски тех, детских впечатлений видны в его сегодняшних работах. Но при этом искусствоведы подчеркивают: Даши Намдаков не так прост, он художник современный, даже авангардный.
«Это и череп, это образ степной культуры, очень распространен у кочевников. Но в то же время это и великая традиция античной и европейской культуры, и все его проблемы, страсти, как у Пикассо, это страсти современного человека!» — отмечает заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский.
После школы он приехал в Москву, провалил экзамен в художественное училище и хотел все бросить. Но талантливого парня заметил выдающийся педагог Красноярского художественного института академик Лев Головницкий. Он просто запер Даши в мастерской. И тот целый год лепил, читал, рисовал. И там же разыгрывались исторические битвы и церемонии — ученик и учитель инсценировали древние события.
«Мы садились на колесницы, летели на лошадях, фараоны, отстреливались от львов. Я чувствовал, что я участник всех тех событий», — вспоминает Даши Намдаков.
Он защитил диплом досрочно. А потом несколько лет работал, как отшельник, в крошечной мастерской в Улан-Удэ. И только в 33 года стал известен. Сразу. В один день. Была выставка в Иркутске, после которой работы Намдакова приобрели ведущие музеи мира, крупнейшие коллекционеры и даже политики и звезды Голливуда.
Критики до сих пор не могут отнести Намдакова ну к одному из существующих стилей. Объясняют: эти образы художник как будто бы подсмотрел в наших снах, мечтах, памяти. Именно поэтому выставка в Русском музее никого не оставляет равнодушным, вызывает эмоциональный отклик у каждого посетителя.
Свой визит в Петербург он называет «вылазкой в свет». Через несколько дней собирается обратно в мастерскую. Снова за закрытые двери. К своим еще не воплощенным и таким удивительным фигурам.