В США начали извиняться за то, что специально придумали «российское вмешательство» в американские выборы
Из США перед Новым годом, как не удивительно, звучат извинения от тех, с чьей легкой руки появилась байка про российское вмешательство в выборы. Известный бизнесмен, миллиардер, заявил: ему жаль, что финансировал создание сети «русских ботов». Тех самых тысяч фейковых аккаунтов, которые для многих в Вашингтоне стали таким удобным поводом говорить об угрозе Москвы. Ничего русского, кроме названия, в этой схеме, конечно не было. Хитрый план придумали там же, по соседству.
Кандидат от Республиканской партии на выборах в Сенат США от штата Алабама Рой Мур поначалу не мог нарадоваться: его избирательная кампания стартовала очень резво – количество подписчиков на его аккаунт в социальных сетях росло не по дням, а по часам. Но то, что Мур считал своим преимуществом, было миной замедленного действия: подписчики оказались якобы из России, чем умело воспользовались оппоненты политика.
Избиратели испугались политика, которому вроде как симпатизируют россияне. Выборы Мур проиграл. В Сенат, а дело было в 2017 году, поехал кандидат от демократов. А позже в руки журналистов «Нью-Йорк Таймс» попал служебный отчет компании, которая, предположительно, стояла за кибероперацией. Называется фирма не без намека: New Knowledge («Новое знание»).
«Мы срежиссировали тщательно разработанную операцию по вводу в заблуждение, которая продвинула посыл, что избирательная кампания Мура была поддержана в социальных сетях российскими ботами», — пишет издание.
«Законы информационной войны предполагают, что обвинения, как правило, бездоказательные, являются наиболее эффективным способом вывести своего оппонента из состояния душевного равновесия. Что, собственно, и попытались сделать Соединенные Штаты Америки, когда использовали обвинения в мнимом вмешательстве России в эти выборы внутри страны для раскола, для того чтобы ослабить позиции своих оппонентов», — сказал генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Журналисты стали раскручивать историю дальше, и следы привели к известному бизнесмену, соучредителю социальной сети «Линкдин» Риду Хоффману. Он спонсировал организацию, которая, видимо, и подсунула Муру фейковых подписчиков. Хоффман, убежденный демократ, факт финансирования не отрицает, но говорит, не знал, на что именно идут его деньги. Впрочем, не скрывает он и то, что вышел на тропу войны с Трампом. А на войне все средства хороши. Средства же у человека с почти пятимиллиардным состоянием есть.
«В 2016 году я начал больше участвовать в политике. В первую очередь, это было моим ответом на то, что я воспринимал как угрозу со стороны Дональда Трампа. После победы Трампа на выборах в ноябре 2016 года угрозы, исходящие от него, усилились. Начались атаки на средства массовой информации, на независимость судебной системы, на иммигрантов и меньшинства», — сказал Рид Хоффман.
То, от чего американскому избирателю плохо, американскому политтехнологу – хорошо. Российскую карту они не просто разыгрывают, но и сами, совершенно не стесняясь, рисуют. Так было, например, и на выборах в Калифорнии. Республиканец Дона Рорабахер их проиграл.
«Команда его оппонентов от лица Рорабахера рассылала письма-приглашения с обратным адресом: Москва, Кремль и со шрифтом, который якобы делал отсылку к России, Москве. То есть вот эта "российская карта", она активно присутствует в американской политической борьбе, даже если мы к этому никакого отношения не имеем. Актуальность всей этой российской темы связана с тем, что люди не могут объяснить себе феномен победы Трампа», — говорит директор Института международных исследований МГИМО МИД России Андрей Сушенцов.
Политологи отмечают, что США сейчас переживают третью технологическую волну развития предвыборных технологий, а стало быть, и компромата. Первая была связана с появлением радио, вторая – с изобретением телевидения, и вот теперь – интернет.
«Вот эта технология, необязательно относящаяся к России — мне кажется, сейчас начнут обвинять и Китай, и арабские страны, и мусульманские организации в том, что они вмешиваются в американские, европейские выборы, да и российские, мы это тоже увидим в конце концов, — будут продолжаться. Пользователи социальными сетями должны быть крайне осторожными в том, что они видят, читают, и не принимать ничего на веру», — говорит президент Центра глобальных интересов Николай Злобин.
Компания New Knowledge на минувшей неделе представила в комитет по разведке Сената документ, в котором речь идет о расследовании вмешательства России. Называется отчет красноречиво: «Доклад о дезинформации». Уж в чем-чем, а в области дезинформации у специалистов компании опыт есть.