Ровно 50 лет назад произошла первая в истории стыковка двух кораблей на околоземной орбите
В Москве сегодня были торжества по случаю важного юбилея. Ровно полвека назад в космосе произошло событие, надолго определившее развитие космонавтики. Это сейчас для нас привычно знать, что на орбите есть МКС, и там, сменяя друг друга, работают экипажи. Мы неоднократно видели кадры, как на станции встречают вновь прибывших. А тогда, в январе 1969 года, вся планета замерла у экранов, чтобы увидеть первую в истории стыковку пилотируемых кораблей. Совместный полет кораблей «Союз-4» и «Союз-5» длился всего четыре с половиной часа. Но именно с них, по сути, и началась эра создания обитаемых космических станций.
Спустя полвека Борис Волынов вспоминает слова напарника со смехом. Тогда на старте Алексей Елисеев был уверен: прообраз первой орбитальной станции может стать их последним домом. На встречу с дважды героями Советского Союза пришли сегодняшние Герои России. Сказать спасибо за то, что тогда мальчишками грезили космосом.
«Я с детства мечтал об этой профессии, поэтому хочу вам сказать большое спасибо за то, что вы герои мои, юношества. В январе мне исполнилось 10 лет. И через буквально несколько дней произошел у вас старт», — сказал Федор Юрчихин.
Перед стартом поводы для тревоги были: за два года до полета первая же попытка стыковки закончилась катастрофой. Погиб командир «Союза-1» Владимир Комаров. Отменили полет «Союза-2». «Союз-3» — опять неудача. А у «Союза-4» за несколько минут до запуска отказали приборы.
Со второй попытки «Союз-4» и «Союз-5» все-таки встретились на орбите — 16 января 1969 года. Стыковка и сегодня — одна из самых сложных операций. А тогда космонавты так долго прицеливались, что покинули зону видимости Центра управления полетами. Чтобы весь мир не пропустил исторический момент, командиры вручную держали многотонные Союзы нос к носу — тридцать метров друг от друга — пока не вышли из радиотени. Над территорией Крыма.
По советскому телевидению показали мультипликацию, где фигурки космонавтов беззаботно перелезают из «Союза-4» в «Союз-5». Зритель не узнал, что отказала система вентиляции и охлаждения одного скафандра. Разбирались на ходу — помогли годы тренировок. На Земле, правда, не отработали другую деталь: что делать в момент знаковой встречи.
«Я взял фломастер и на борту корабля внутри написал «Добро пожаловать» перед люком. Увидели надпись, обрадовались. Я говорю, ну давайте хоть соком обмоем нашу встречу», — рассказал Владимир Шаталов.
На орбите не только впервые сообразили на троих, командиру доставили и утренние газеты с его же фотографией на передовице. На Земле уже шутили про «кто стучится в дверь ко мне» — в гермошлеме с толстой сумкой на космическом ремне. Не до смеха было командиру Волынову в «Союзе-4». На спуске отказала автоматика.
Не отделился приборный отсек. Из-за этого взорвались топливные баки. Спускаемый аппарат отбросило, закрутило, перегрузки запредельные. Вдобавок не полностью раскрылся парашют. Еще и не сработали двигатели мягкой посадки. Без иллюзий, признался Волынов: он только успевал записывать все в бортовой журнал — для тех, кто будет расследовать катастрофу.
«Я думал, что все уже, я попрощался с жизнью. Все в журнале. Надо было убрать, засунуть в серединку, чтобы не сгорел, и замотать. Что я и сделал», — поделился командир корабля «Союз-5», дважды Герой Советского Союза Борис Волынов.
В отчете потом укажут — прошло первое испытание баллистического спуска. Волынов признается, что привез с орбиты маленький сувенир — собственную жизнь. Отделался только переломом корней зубов верхней челюсти. Через три дня с коллегами по Звездному городку ехал на торжественный прием в Кремль. И тут у Боровицких ворот по кортежу открыли огонь. Это было покушение на Брежнева – нападавший принял за него космонавта Георгия Берегового из-за густых бровей.
«По всей дороге люди стояли, приветствовали, поэтому сначала значения не придали. Потом увидели, что рядом стоит человек и с двух рук стреляет», — вспомнил Алексей Елисеев.
«Подъехала машина, спросили: космонавты все живы, все нормально, есть раненые? Тогда не будем терять время», — добавил Борис Волынов.
В космосе они были еще не раз — и на первой в мире орбитальной станции «Салют-1». Они сделали возможным появление станций «Салют», «Мир», МКС. Модели сегодня есть в музеях по всему миру, и всегда вызывают огромный интерес. Дело ведь не только в развитии технологий, укреплении международного сотрудничества, но и приближении мечты о дальних полетах. Где межпланетные корабли нужно собирать на орбите, как и эти станции.
Но участники той экспедиции до сих пор отмахиваются: не подвиги, а всего лишь цепочка случайностей. По которой, впрочем, можно снять целое кино. Про титанов, которые прокладывали звездный путь для следующих поколений.