Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
4 марта 2019, 21:25

В 2019 году исполняется 45 лет с начала строительства легендарной Байкало-Амурской магистрали

Одна из стратегических транспортных магистралей страны — легендарный БАМ. Грандиозный проект советских времен: четыре тысячи километров от Тайшета до Советской гавани. Россия получила второй железнодорожный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. В этом году исполняется 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали, которая в наши дни переживает настоящее второе рождение.

Владимир Шевченко впервые попал на Байкало-Амурскую магистраль еще в 70-х. А недавно вернулся за рычаги экскаватора — на дороге вновь началась стройка. По майскому указу президента, к 2024 году пропускная способность БАМа и Транссиба должна вырасти в полтора раза, до 180 миллионов тонн.

«Тут мерзлота; чтобы не было оттайки земполотна, чтобы не проседало, делается укрепление. Грузопоток будет увеличиваться, это ж, наверное, денежка государства. Вы видите сколько контейнеров идет, уже не морем везут, а кратчайший путь. БАМ нужен, я так считаю», — говорит машинист экскаватора Владимир Шевченко.

Нужен — это ключевое слово. Четыре с лишним тысячи километров БАМа в конце прошлого века вместе с Владимиром Шевченко строили два миллиона человек. А в 90-х их труд стали называть напрасным, якобы это дорога в никуда. Но оказалось, что у самого амбициозного проекта советских времен большое будущее. 

Магистраль необходима, чтобы развивать Сибирские и Дальневосточные регионы, выгодно торговать с Китаем, Кореей и Японией, осваивать месторождения — Эльгинское угольное, Олекминское железорудное и другие. Для доступа к полезным ископаемым планируется построить 12 новых ответвлений. После реконструкции здесь смогут пройти самые тяжелые составы — потребители быстрее получат товары и сырье.

«За счет смены железобетонных шпал, которые меняют соответственно деревянные шпалы, за счет реконструкции и строительства мостов и искусственных сооружений, за счет открытия новых тоннелей, все это позволит нам увеличить предельно максимальную загрузку, разрешенную для железнодорожных вагонов, тем самым в одном составе по весу может провозиться больше грузов», — рассказывает генеральный директор УК «Бамстроймеханизация» Александр Чернояров.

Люди работают в любую погоду, а техника может пройти только зимой — по твердому грунту, и остается на объекте до следующих заморозков. Из-за этого отдаленные стройплощадки называют «островами». Как и в 70-е, на БАМ едут не только за романтикой и запахом тайги.

«Мы совмещаем. Мы чувствуем романтику. И за эту романтику нам платят зарплату. Одного без другого не может быть никак», — признается машинист бульдозера Игорь Кузьмин.

БАМ обновляют не только машинисты бульдозеров, но и программисты. Чтобы поезда точно ходили по расписанию, новые участки полностью автоматизируют — движением управляет искусственный интеллект.

«То, что ранее осуществлялось человеком в большей степени, сейчас это осуществляет компьютер. То есть системы фактически принимают решения о том, каким образом должен двигаться поезд, каким должно быть распределение поездов на станции, какие должны быть сформированы расстояния между движущимися поездами. Благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству с РЖД мы накопили огромный опыт работы и аккумулировали передовые технологии», — сообщает исполнительный директор «Группы компаний 1520» Алексей Давыдов.

Чтобы не было пробок, а они случаются и на железной дороге, будет больше участков с двумя путями. Всего в год юбилея БАМа строители сдадут 80 объектов. Второе рождение переживает и другая важнейшая магистраль — Транссиб.

Летом откроют новый мост через реку Зея в Амурской области — уже готовы все пролеты. Длина этого грандиозного инженерного сооружения — один километр. Таких железнодорожных мостов на Дальнем Востоке не строили 40 лет. 

Читайте также: