В Москве открывается выставка одного из самых выдающихся дизайнеров и архитекторов современности — Марио Беллини
Красота по-итальянски — от посуды и мебели до небоскребов. Итальянец Марио Беллини строит фантастические здания на разных континентах, а привычные бытовые предметы превращает в произведения искусства.
Глядя на обшарпанные стены, сколотую лепнину, обычный человек видит полуразрушенное здание, а архитектор и дизайнер Марио Беллини — идеальное место для новых идей. Ведь на месте руин можно построить что угодно! Он и построил выставку своих работ за почти 60 лет.
Билет на выставку словно приглашение в кругосветное путешествие. Здесь за несколько минут можно оказаться в Австралии или в Японии. Беллини строил и перестраивал здания по всему миру. В парижском Лувре — павильон исламского искусства, напоминающий покрывало. В родном Милане грандиозный конгресс-центр с будто бы смятой крышей. А в 90-х ему даже предлагали построить высотку в Москве.
«Я должен был построить такую башню на одном из холмов в центре города, чтобы через этот портал открывался вид на Кремль», — рассказывает архитектор и дизайнер Марио Беллини.
Проект так и не был запущен, но амбициозный итальянец подмигивает: это пока. Он давно влюблен в нашу архитектуру.
«Я обожаю гулять по центру. Когда вы поднимаетесь по Манежной площади наверх, к Красной, с каждым вашим шагом словно из ниоткуда появляются Кремлевские башни. Это волшебное место. Другого такого я не встречал нигде», — отмечает Марио Беллини.
До своих небоскребов Беллини дорос не сразу. Начинал с дизайна электронной техники. Например, именно он придумал, как должен выглядеть первый в истории персональный компьютер. Да, да. Это были не предприимчивые американцы или немцы, а скромный сеньор из Милана.
Он всегда будто немножко подглядывал в будущее. В 60-х придумал калькулятор с технологией, напоминающей тачскрин на наших смартфонах. Или вот — не просто колонка, а переносной проигрыватель — прадедушка современных плееров. Итальянец разрабатывал дизайн посуды, светильников и даже салонов автомобилей. А в 70-е произвел революцию в индустрии офисной мебели.
«XX век — это век офисов. Это не столько дизайн для жилья, сколько дизайн для офисов, потому что большую часть жизни человек проводит на работе», — отмечает директор музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева.
Именно мебель — главная профессиональная любовь Беллини. Его стулья, кресла и диваны критики прозвали произведениями искусства, на которых можно посидеть. Недаром в нью-йоркском музее современного искусства собрано уже более 20 предметов от Беллини.
«Архитектура — это же на века. Мода — это на один сезон. А мебель — это стиль, это на десятилетия. И поэтому такие знаковые вещи в мебели большой архитектор, конечно, хочет приблизить не к моде, которая сезонная, а к архитектуре, которая вечная», — поясняет устроитель фестиваля «Черешневый лес» Михаил Куснирович.
Сам Беллини повторяет: он не делает ничего сложного. Просто подчиняет холодную логику зданий, мебели и техники живым потребностям человека. Это он и называет «красотой по-итальянски».