Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
19 марта 2019, 21:15

Ушел из жизни классик отечественного кино Марлен Хуциев

Сегодня не стало Марлена Хуциева. Ему было 93 года. Соболезнования родным и близким мастера выразил Владимир Путин.

Классик отечественного кино, режиссер, у которого не было ни одного проходного фильма. Каждый вошел в историю не только культуры, но и общественной жизни страны. Слова его героев разлетались на цитаты, образы навсегда врезались в память, если он называл какую-то женщину самой красивой, так начинали думать и другие. В общем, как сейчас бы сказали, лидер общественного мнения. А он свой успех видел в неторопливости и ощущении внутренней свободы.

Жизнь и смерть, радость и отчаяние прямо перед глазами. «Был месяц май» Марлена Хуциева, кажется, так уплотнил время, что родившиеся через многие десятилетия после войны люди чувствуют тот фронтовой весенний месяц 1945-го, будто сами его прожили. А режиссеру почему-то в память врезался май 1943-го, когда до победы было еще так далеко.

«Купил полбутылки красного вина и выпил, естественно, за победу, потому что я никогда не сомневался в том, что мы победим. У меня не было никогда этого тревожного чувства "а вдруг"», — рассказывал сам режиссер.

Сцена встречи фронтовиков в финале «Июльского дождя» — документальная. Режиссер снял ее случайно, а теперь именно по ней знают картину. Ту, что критики и чиновники ругали за медлительность, а у Хуциева был ответ, который стал едва ли не поговоркой: «И я вот, возражая, сказал: все бежим куда-то, спешим, но иногда полезно остановиться, оглядеться».

Чтобы не пропустить что-то очень важное, что, может быть, и не уложить в слова и предложения, а лучше оставить многоточие.

«Весна на Заречной улице» разошлась на цитаты, и на музыкальные тоже. А фильм «Два Федора» открыл актера Василия Шукшина.

Сомнений в том, кто самая красивая женщина на знаменитом теперь поэтическом вечере в Политехническом музее, у Хуциева никогда не было. Признавался: даже был влюблен в Беллу Ахмадулину.

Фильм «Застава Ильича» стал символом эпохи оттепели. Он и про историю страны, и про отношения, и про самого Марлена Хуциева тоже.

«Герой — это я, разделенный на три, потому что в это время я ходил с бутылочкой на молочную кухню, Сергей — это мои терзания после XX съезда, что и как, а Фокин — это тот, кем я всегда хотел быть, чтобы с легкостью знакомиться с девушками», — говорил режиссер.

В нетронутом цензурой виде фильм шел к зрителю двадцать с лишним лет. Диалог сына с погибшим на фронте отцом казался чиновникам неуместным намеком на конфликт поколений. А для Хуциева в «Заставе» очень много личного: сон на экране — это и про его отца, арестованного в 1937-м. Наяву родные его больше не видели.

«За все время, может, один или два раза его видел во сне. Такой был грустный сон. Я так прижался к нему. Вы представляете, насколько я сейчас старше его! Ведь его забрали, когда ему было 36 лет, ему еще не исполнилось 37», — рассказывал Марлен Хуциев.

Редкие съемки — Хуциев разбирает с актерами очередную сцену. Обычно ведь режиссер за кадром, но была в его жизни и работа по другую сторону камеры. В фильме Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» он сыграл князя.

«Хуциеву не понравилось, что я не объяснял ему все что надо, все что происходит. Я говорю: да не надо, сиди с закрытыми глазами и стреляй. Он говорит: я тебя тоже сниму так, что ты не будешь знать, что ты делаешь», — вспоминает кинорежиссер Александр Митта.

И ведь снял. В «Июльском дожде», пообещав закончить быстро. В итоге Митта провел на площадке два месяца. Коллеги говорят: Хуциев работал долго, потому что всегда добивался того, что на киношном языке называют полным жизнеподобием. А потом отстаивал перед комиссиями и худсоветами. Кто-то скажет: старая школа, однокурсник Владимир Наумов ответит: не без этого.

«Картины Марлена можно было узнать мгновенно. Он как-то в суете и быстроте жизни умел найти ту точку, на которую могла опереться душа человека. И это самое главное», — говорит режиссер, народный артист СССР Владимир Наумов.

А ведь этих фильмов совсем не много — можно пересчитать по пальцам. Но каждый стал каким-то очень важным ориентиром для нескольких поколений. Над последней своей картиной -— диалогом великих Толстого и Чехова — режиссер работал почти 17 лет, в этом году готовил премьеру. И никогда не жаловался на свою киносудьбу.

«Ощущение моей внутренней свободы меня никогда не покидало. Я за всю свою жизнь хоть и снял немного картин, но я снимал только то, что я хотел», — признавался Марлен Хуциев.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей