В Русском музее открылась уникальная выставка работ Федора Конюхова
Миллионы знают его как отважного путешественника, который умеет укрощать даже «девятый вал». Но его потаенная стихия – не только природа, но и искусство.
Красная чайка написана на берегу, в Москве, но набросок сделан где-то там, в ревущих и неистовых широтах, в одиночном походе по Атлантике.
«Зоны, где ничего, никого не бывает, никаких кораблей. И вдруг что-то промелькнет, он видит как красную чайку, как символ страсти, надежды», – делится Йозеф Киблицкий, руководитель издательских и выставочных проектов Государственного Русского музея
Имя Конюхова-путешественника на слуху. Он известен как писатель, журналист, с недавнего времени и как священник. Но немногие знают, что он еще и картины пишет.
«Он фиксирует свои состояния. И оказалось, что они очень глубокие. Вот это одиночество, то, что пишет в своих каких-то записках, воспоминания, искушения, гордыня», – рассказывает Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея.
Рисовать Конюхов стал едва ли не раньше, чем путешествовать. Выпускник художественного училища, в 32 самый молодой член Союза художников СССР.
Этюды под общим названием «Народы Севера» созданы еще в 80-х. Во время первых экспедиций вдоль берегов Камчатки, пешком по Уссурийской тайге и к Северному полюсу на лыжах. В 2001 Конюхов именно эти рисунки представил Парижской академии изящных искусств. На его счету свыше 3000 картин, написанных в ледниках Антарктиды, на пути к Эвересту и Килиманджаро, – это эмоции человека в экстремальных обстоятельствах.
Большинство картин скуплены коллекционерами. Русский музей впервые уговорил владельцев показать хотя бы полсотни из них. Выставка в роскошных интерьерах Инженерного замка, а он сейчас где-то там – в «точке Немо», самой удаленной от суши координате, в океане с обманчивым именем Тихий. В декабре Конюхов стартовал из Австралии к Огненной земле. Более ста дней в одиночку на веслах покоряет маршрут, который считается неодолимым даже для кораблей. Первый канал следит за этим героическим путешествием. Три дня назад мы выходили с ним на связь. Федор рассказал про ветер в 70 километров в час и волны с десятиэтажный дом.
На церемонии открытия выставки – новая попытка радиосвязи. Прорвавшийся сквозь тысячи миль голос встречают сумасшедшими аплодисментами.
«Шторм прекратился. Сейчас ветер меня уносит назад. Идет такой дождь со снежной крупой. Холодно. Я очень рад, что у меня выставка в Русском музее. Когда я учился, я ходил в Русский музей, но и представить себе не мог, что мои картины будут когда-нибудь здесь висеть», – признается Федор Конюхов.
До берегов Чили еще около полутора тысяч миль. 23000 гребка в день, на сон более двух-трех часов в сутки. Экономя время, он не греет ужин, но пишет книгу по странице в день. И наверняка, делает наброски. К маю, когда этот этап экспедиции закончится, пообещал быть в Петербурге и представить свои новые работы.