Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
10 апреля 2019, 21:20

Власти Польши отказались допустить российских специалистов к реконструкции мемориала «Собибор»

В Европе пытаются заставить людей забыть о том, кто принес ее народам свободу от нацизма и какую цену пришлось заплатить за это. Удивительно, что в первых рядах борцов с исторической правдой оказалась Польша — страна, потерявшая во время Второй мировой войны 17% населения. Официальная Варшава отказалась допустить российских историков и специалистов к участию в реконструкции мемориала в бывшем лагере смерти «Собибор». Хотя ключевую роль в знаменитом восстании сыграл именно советский офицер.

Этой дорогой за полтора года прошли более четверти миллиона человек. Почти никто не вернулся. Позже ее назовут «дорогой в рай». Отсюда до крематория лагеря смерти «Собибор» метров 200.

«Я почувствовал запах горелого мяса, и когда я спросил, что это горит, мне показали на густой дым, эти старые лагерники: «Вот, это ваши товарищи из эшелона», — вспоминает узник лагеря смерти «Собибор» Семен Розенфельд.

Семен Розенфельд — один из участников восстания в «Собиборе». Единственный в истории фашистских лагерей успешный бунт поднял советский офицер Александр Печерский.

«Он меня отозвал в сторону, Печерский, и говорит: «Ты топором сможешь убить человека?» Я говорю: «Человека — нет, но фашиста — да», — рассказывает Семен Розенфельд.

Именно тем событиям посвящен фильм «Собибор» Константина Хабенского: «У всех в голове была только одна мысль: не просто бежать, спасая собственную жизнь, а уничтожить всех этих гадов. Нам нужен был не просто побег, нам нужен был бунт, восстание».

Из лагеря с боем вырвалось более 300 человек. Большинство из них нашли и расстреляли фашисты, многих выдали местные жители. Вскоре после побега немцы снесли лагерь, а территорию перепахали.

После войны здесь появился музей-мемориал. Несколько лет назад его решили обновить. Официально предложили России принять участие в создании новой концепции. Но потом геополитический флюгер в Варшаве повернулся и приглашение отозвали. 

Вскоре объявили открытый международный конкурс на разработку экспозиции. От России поступило сразу три заявки. Польша под формальными предлогами не допустила все. Например, Российскому военно-историческому обществу отказали, потому что они не ответили на письмо, которое не получали.

«Вот поскольку не ответили, мы вас исключаем из этого конкурса». Ну кому это в голову придет?! Это даже не формальный признак, это отписка. И у меня возникает ощущение, что эта отписка была направлена именно на то, чтобы четко выкинуть Россию из этого проекта», — говорит научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Организаторы конкурса, к которым Первый канал обратился за комментарием, запрос проигнорировали. Суть происходящего объяснили польские политологи.

«Власти Польши во всем противопоставляют себя России. Это стало государственной политикой — идти наперекор России во всем, вплоть до мелочей: если русские скажут «дождь», мы скажем «снег». Полякам не рассказывают о ситуации вокруг музея, а если и расскажут, то в таком ключе: «Польское героическое правительство дало достойный отпор российской пропаганде», — поясняет политолог Томаш Янковский.

А ведь экспонаты, хранящиеся именно в России, могли бы обогатить экспозицию. Например, рубашка, которая была на Печерском в день восстания. Ее ему дала пленница из Голландии — Люка.

«Люка буквально в последнюю минуту перед восстанием очень просила Печерского надеть эту рубашку: «Это счастливая рубашка моего отца, надень ее, и тебе повезет. И вместе с тобой всем нам повезет», — рассказывает Юлия директор Фонда Александра Печерского Макарова.

Поразительно, но в обновленной концепции, предложенной Варшавой, нет ни одного упоминания имени Александра Печерского. Восстание было, а Печерского как бы и нет. Не могут польские власти, которые сносят памятники советским солдатам, признать, что советский офицер — герой.

«Я не представляю себе, как можно про Печерского не упоминать, ведь Гиммлер приказал ликвидировать лагерь именно из-за восстания Печерского. Нельзя смешивать историю и политику, но уж в такое время мы живем», — сокрушается историк Томаш Бохун.

А ведь еще не так давно посол Польши специально прилетал в Ростов-на-Дону, чтобы лично вручить государственную награду дочери Александра Печерского — Элеоноре.

«Он приехал сюда, и он вручал мне эту награду, Орден Польской республики, от правительства Польши. Что так изменилось за эти четыре года?!» — недоумевает Элеонора Гриневич.

Сегодня Семен Розенфельд — последний из оставшихся в живых узников «Собибора». Говорит, понимает, что отношения между странами могут измениться. Но не понимает, как можно переписывать историю.

«А кто освободил эти места? Русские солдаты! В восстании участвовали все русские военнопленные. Если бы не мы, не было бы восстания», — подчеркивает Семен Розенфельд.

Российское военно-историческое общество официально обратилось к председателю Европейского совета Дональду Туску с просьбой повлиять на ситуацию: у России должна быть возможность отдать дань памяти героям и жертвам «Собибора».

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей