Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
6 мая 2019, 18:01

В Шереметьево собирают обломки сгоревшего самолета для изучения и дальнейшей работы следователей

Главная тема сегодня, 6 мая, трагедия в Шереметьево. 41 человек погиб, еще девять пострадали. Таковы последние данные. Выводы о причинах и обстоятельствах катастрофы сделает специальная комиссия — доклад о ее работе уже заслушал Владимир Путин.

Как сообщается, президент сегодня встретился с главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным, министром транспорта Евгением Дитрихом, который возглавляет правительственную комиссию по помощи семьям жертв и пострадавшим и по ликвидации последствий трагедии, а также с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой, которая рассказала, как оказывается медицинская помощь тем, кто получил травмы.

В аэропорту Шереметьево сгоревший лайнер Sukhoi Superjet 100 в ближайшие минуты эвакуируют с летного поля. Специальные службы уже начали подъем обломков самолета с помощью тяжелого крана. После этого их увезут для изучения и работы следователей.

Итак, в воскресенье, 5 мая, вечером лайнер Sukhoi Superjet 100, принадлежащий авиакомпании «Аэрофлот», совершил жесткую посадку спустя 28 минут после взлета. Это был самый обычный рейс из Москвы в Мурманск, на борту 78 человек — 73 пассажира и пятеро членов экипажа.

Видеокадры сняли очевидцы: посадка жесткая, самолет после первого касания подскакивает. Вероятно, это лишь предположение, ломаются стойки шасси, которые пробивают баки с горючим, после чего начинается пожар — хвост лайнера вспыхивает как спичка.

Первые секунды после приземления. Самолет в огне, вспыхнули топливные баки, плавятся иллюминаторы. Крики ужаса в салоне. Кто-то из пассажиров снимает видео. Лайнер еще катится по полосе, и все что пока могут сделать оказавшиеся в ловушке люди, наблюдать.

Кадры самого момента жесткого приземления. Самолет касается взлетно-посадочной полосы, подпрыгивает, и наконец опустившись, загорается. Продолжает движение, объятый пламенем. Топливные баки полные — борт только-только взлетел и был вынужден экстренно вернуться.

Рейс Москва — Мурманск продолжался меньше получаса. Он вылетел по расписанию 5 мая вечером. Моросил дождь, но в целом погода летная. Через восемь минут полета лайнер меняет курс. По предварительным данным, в него ударила молния, после чего пропала радиосвязь.

Самолет разворачивается, делая большой круг. Судя по данным радаров, на посадку с первого раза не заходит, делает еще один, малый круг и приземляется не на автопилоте, а в ручном режиме. Садится почти на середину полосы. С перелетом более чем на километр. Дважды ударившись при посадке.

«Согласно видео видно, что это «скоростной козел». Ошибка на посадке. Причина повторного отделения после посадки, так называемого «козла», как правило, одна: несоразмерное взятие органов управления на себя», — комментирует видеокадры военный летчик в отставке Александр Урбанович.

Времени на спасение ничтожно мало. Огонь пожирает хвост самолета, из-за температуры и едкого дыма нечем дышать. Эвакуация возможна только через носовую часть.

Дмитрий — один из тех, кто летел тем злополучным бортом из Москвы в Мурманск. Он сидел на 10 ряду. Почти никто из тех, кто был дальше по салону, не смог спастись. Из 78 человек на борту выжили 37 — 33 пассажира и четыре члена экипажа.

«Пожар начался после второго удара самолета о землю, когда он садился», — рассказывает пассажир рейса Дмитрий Хлебушкин. На вопрос о возможном попадании молнии в самолет Дмитрий говорит, что он видел вспышку белого цвета.

Попадание молнии в самолет не редкость. Но все современные лайнеры оборудованы специальной системой защиты на этот случай. Физики называют подобные устройства «клеткой Фарадея». Каркас из материала, хорошо проводящего ток, как бы опутывает весь самолет, и когда в борт бьет молния, разряд должен равномерно распределиться и не причинить вреда.

«Если, скажем, интенсивность этого разряда была сравнительно низкая, с ним ничего не произойдет. А если интенсивность высокая, тогда произойдут совсем другие явления. Ну и, в частности, ведь самолеты современные становятся все более компьютеризованными, они напичканы радиоэлектронной аппаратурой, которая очень чувствительна к статическому электричеству. Они получают повреждение и либо прекращают работу, либо функционируют с ошибками», — отмечает авиационный эксперт Владимир Карнозов.

Тот факт, что экипаж принял решение не вырабатывать топливо, — а садиться с полными баками, да еще в ручном режиме опасно, — по мнению экспертов, может свидетельствовать о серьезных проблемах на борту.

«При отказе электроники, электродистанционной системы управления, самолет, конечно, становится более вялым, тяжелым в управлении, посадить его очень сложно. Но при посадке с повышенной скоростью и с таким максимальным весом, конечно, произошли нерасчетные нагрузки на взлетно-посадочные устройства, это шасси, и скорее всего, они не выдержали», — полагает специалист по безопасности полетов авиации МЧС Станислав Штинов.

Сергей Рябых — один из очевидцев. Он ждал посадки на свой рейс, когда увидел по полосе за окном движущийся огненный шар и огромный столб черного дыма.

«Он только приземлился, и уже один или два пожарных расчета его тушили. Очень много-много людей туда бежало. Ехали машины, тушили, то есть все боялись, что произойдет взрыв», — рассказывает Сергей Рябых.

«В 18.30 самолет совершил посадку, в 18.31 был объявлен код «красный», через минуту первая пожарка была рядом с воздушным судном. В течение последующих четырех минут прибыло еще шесть пожарок, тушение продолжалось 18 минут», — сообщил министр транспорта РФ Евгений Дитрих.

Почему произошла трагедия, сейчас разбираются эксперты Межгосударственного авиационного комитета, а также следователи.

«Совместно с представителями МАК изъяты для изучения речевой и параметрический бортовые самописцы, отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения. Следствием рассматриваются различные версии произошедшего, среди них недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна, неблагоприятные метеоусловия», — сообщила руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации СК РФ Светлана Петренко.

На место ЧП приехал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. По кадрам распространенной официальной видеозаписи можно понять, как сильно пострадал самолет и снаружи, и внутри. Он уничтожен. Представить, что чувствовали люди — невозможно.

Трагедия с самолетом Superjet в аэропорту Шереметьево

Читайте также: