Погода заставила отменить воздушную часть парада в Москве
Над Красной площадью должны были пролететь самолеты и вертолеты. Общим числом 74 – по числу лет, прошедших со дня Великой Победы.
Всегда это очень сильное зрелище. В едином строю самая разная техника. Ее надо привести с аэродромов в разных частях страны в несколько точек сбора ближе к столице. Сформировать в воздухе колонну, которая затем должна двигаться, четко выдерживая высоту, курс и скорость. Представьте, какое требуется мастерство, если в одной колонне вертолеты и истребители, которым по природе своей нельзя летать медленно. Однако в этом году воздушная часть не состоялась. Но это не значит, что нам нечего рассказать о ней и показать.
Пока дождь барабанил по железу начищенной до блеска техники в подмосковной Кубинке, а экипажи с надеждой ждали разрешения на запуск двигателей, с аэродрома в Энгельсе уже поднимались в небо стратегические бомбардировщики Ту-95.
Рокочущая тройка стратегов берет курс на Москву, а с полосы в Липецке взлетает тактическое крыло истребителей Су-34, Су-30 и Су-35. Минута в минуту, все, как на репетициях. 7 мая была генеральная, летчики говорят, считай парад – никаких отличий, кроме числа в календаре.
А из нашего окна площадь Красная видна. И не из какого-то там окна, а из кабины самого большого в мире военно-транспортного вертолета. Ми-26 по традиции открывает воздушную часть Парада Победы – и с ощущениями, которые испытываешь внутри этого гиганта, особенно в такой момент, даже самый захватывающий вид не сравнится. Тут как раз и понимаешь в полной мере, что имеют в виду, когда говорят – сам себе завидую.
Радиоэфир в московском небе заполнен переговорами десятков экипажей: 74 самолета и вертолета в одном строю, и держать его, мягко говоря, непростая задача.
«Сложность заключается в выходе на Красную площадь вовремя, секунда в секунду, потому что за ведущим вертолетом идут другие группы вертолетов, а также еще большая авиация, это транспортные, дальники, боевые все. И у них скорости больше, и естественно, задержек, опозданий не должно быть. Иначе будет наплывание групп друг на друга», – объясняет Игорь Чигаев, командир отряда МИ-26.
Чтобы не ошибиться, у каждого экипажа есть, как говорят пилоты, шпаргалки – на этом воздушном экзамене их никто и не думает запрещать.
«Допустим, над стадионом Динамо мы должны быть там именно в такую-то секунду, именно секунду, не минуту, там, а именно вот секунду, одна-две-три, нормативы как бы вот. Меньше как бы не получается, нельзя», – продолжает Игорь Чигаев.
Игорь Чигаев летал над Красной площадью и в кресле второго пилота, и командиром, и он с уверенностью может сказать – двух одинаковых полетов не бывает. А одной шпаргалки для успеха мало, все зависит от машины и от того, как к ней относишься: «Это такой же член семьи, понимаете? Такой же живой. Поэтому подходим, здороваемся, разговариваем как бы. Вот. Ругать нельзя, потому что это твоя матчасть».
Матчасть и в День Победы не подвела бы, но вот с облаками не договоришься. Слабый солнечный свет пробился сквозь низкую подмосковную облачность уже где-то ближе к половине одиннадцатого. Но было поздно, как говорят летчики – за точкой невозврата. Вся техника на аэродроме в подмосковной Кубинке осталась на земле. И хотя с других, дальних аэродромов, самолеты взлетели, есть общее правило: в Параде Победы участвуют либо все, либо никто.
Липецким истребителям пришлось возвращаться практически с полпути – центр управления полетами на Спасской башне дал отбой.
«Есть немножечко небольшое огорчение, что все-таки нас развернули. Надеялись, что погода там улучшится. Вроде тепло, хорошо. Должна была облачность подняться, но что ж поделаешь», – признается Федор Черненко, штурман СУ-30СМ.
Из-за низких облаков зрители бы просто не увидели парадный строй, а летчики друг друга. А ведь речь идет о расстоянии между машинами в каких-то несколько метров. В общем, не в этот раз.
«Как говорится, у Бога дней много, будет еще погода, будут воздушные показы, тем более, будет круглая дата в следующем году – 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной Войне. Мы будем так же готовы, как и в этом году», – уверен Дмитрий Егоров, командир авиационной эскадрильи Ту-95 МС.
Любой пилот скажет: самая капризная женщина – это погода. Ну и кто же станет на нее обижаться? Иногда приходится остаться на земле, там, где техника попроще.