Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
13 мая 2019, 21:01

Стратегические цели оборонной промышленности в центре внимания президента на авиазаводе в Казани

Фантастические возможности «Белого лебедя» — именно так в России за красоту и грацию называют сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160. Уникальные машины Владимиру Путину показали на авиационном заводе в Казани. 

К «Белому лебедю» — особое внимание. Самолет может нести до 12 крылатых ракет. Дальность полета — 12 тысяч километров на одной заправке. Максимальная скорость — 1800 километров в час. Президенту рассказали не только про авиационные новинки. Еще одно изобретение принесло в бюджет миллиарды рублей.

Погода в Казани сегодня летная, но у самолетов — задачи на земле. Казанский авиационный завод посещает президент. Здесь выпускают стратегические бомбардировщики, в том числе новейшего поколения. Владимир Путин осмотрел, например, летающий пункт управления Ту-214ПУ, турбовинтовой ракетоносец Ту-95МС и дальний тяжелый сверхзвуковой Ту-22МЗ.

Производят в Казани и вертолетную технику. Глава государства поднялся на борт новейшего транспортно-десантного Ми-38Т, способного перевозить груз или до 40 десантников в любых условиях, есть даже «арктический» вариант.

Часто новое — это хорошо себя зарекомендовавшее и модернизированное старое, как, например, знаменитый «Белый лебедь».

Ту-160 — уникальная машина. Самый крупный стратегический бомбардировщик-ракетоносец, который способен преодолевать скорость звука и изменять геометрию крыла. Других таких в мире нет.

«Изделие 70», так на заводе называют Ту-160, оснащают новой начинкой. Полный цикл модернизации занимает 1,5 года. Сейчас в работе шесть «Белых лебедей».

«Меняется оборудование внутри самолета. Ламповое аналоговое сейчас переходит больше на микросхемы всевозможные, оптоволокно, улучшение сигналов. То же самое — навигация, вооружение», — рассказывает монтажник электрооборудования КАЗ им. С.П. Горбунова Руслан Хусаинов.

А ведь еще не так давно само существование завода было под вопросом. В 90-е годы производство сошло на «нет», зарплату не платили месяцами, специалисты разбрелись кто куда. Технологии законсервированы, навыки утеряны.

«В советское время здесь были, в принципе, десятки тысяч работающих, почти 30, потом упало до 3,5. Надеюсь, что эти трагические годы середины 90-х и самый трагический, 1995-й, никогда в будущем нашей истории не повторится, и в истории предприятия. Кстати говоря, было бы правильно увековечить память выдающегося директора и авиастроителя, бывшего генерального директора Копылова. В те тяжелые годы республика сильно помогала, продукты привозили сюда от республики, на предприятие, чтобы можно было рабочим раздать. Но сейчас, я знаю, что и зарплаты потихонечку поднимаются, начальство ваше говорит про 50-54, но это не у всех, а у разных категорий по-разному», — сказал глава государства.

«Молодежь приходит, и каждый из нас уже становится для них наставником. Мы для них проводим конкурсы по методикам World Skills, на нашей базе проводится обучение. Вас, Владимир Владимирович, хотелось бы пригласить на открытие World Skills — 2019», — сказал сотрудник завода Рамиль Мифхатов.

«Я только смогу открыть, я ничего не смогу делать так, как вы», — смеется Владимир Путин.

Как наглядное подтверждение цех сварки. В 1993 году его законсервировали. Технология электронно-лучевой сварки была, по сути, утеряна и пришлось восстанавливать чуть ли не с нуля. Не только восстановили, но и усовершенствовали.

«Современные установки уже сделаны на абсолютно другом аппаратном принципе, то есть это программное управление; никаких перфокарт, никакой ручной механизации, все автоматизировано. Установки модернизированы 100%», — отмечает сотрудник завода Ринат Хамматов.

«Там где тонко, там и рвется». Это не про электронно-лучевую сварку. Шов действительно тоньше, чем при любой другой, а вот его прочность не уступает самому титану, из которого и сделана деталь. Она получается как будто монолитной.

«Если для сравнения брать трудоемкость этого стыка ручной сварки, 400 часов было заложено раньше. На данный момент это происходит за 2,5 минуты», — поясняет сотрудник завода Андрей Карпов.

А в соседнем цехе, тоже пустовавшем еще не так давно, сейчас работает станок по тонкой обработке металла.

«Вы знаете, особенно приятно, что станки отечественные. Вот сейчас мы посмотрели, познакомились. Причем это отечественное станкостроение практически возрождено тоже почти с нуля. И сейчас уже мне руководители предприятий докладывают: 54% рынка нашего. И качество хорошее, качество отличное. Так что будем и это развивать», — сказал Владимир Путин.

«Очень точный станок, на 15 метрах, чтобы вы понимали, держит 20 микрон, это в два раза тоньше, чем человеческий волос», — рассказывает генеральный директор станкостроительной компании СТАН Максим Гущин.

Общение с рабочими завода — неформальное, но в деловом ключе. Владимир Путин сообщил: Министерство обороны, возможно, закупит больше ракетоносцев, чем планировало.

«Спасибо, Владимир Владимирович, за то, что у нас завод имеет полную загрузку. Сейчас грандиозная программа, ремонт и глубокая модернизация Ту 22-М-3, Ту-160, производство Ту 160-М2 и подготовка производства эффективного авиационного комплекса дальней авиации. Коллектив уверен в будущем и уверенно строит планы на десятилетия даже вперед», — рассказал начальник производства Андрей Мулин.

«На 10 машин мы подписали контракт в начале прошлого года, еще 10 будет модернизироваться Ту-160, и может быть, даже увеличим это количество, как мы с министром обороны разговаривали, с учетом того, что фактически Ту-160 — новая машина, с огромными нужными для Министерства обороны возможностями. Минобороны не исключает и увеличение контракта на будущее. Так что работы у вас будет достаточно», — отметил Владимир Путин.

Под звук работающих двигателей командующий Дальней авиацией России Сергей Кобылаш принимает доклад летчиков. Модернизированный Ту-22М3 отбыл к месту несения службы.

Читайте также: