На слушаниях в Конгрессе США неожиданно вскрылись детали скандала с Boeing 737 MAX 8
Boeing не стал дорабатывать системы нового лайнера 737 MAX 8, даже когда компанию попросили об этом пилоты после катастрофы в Индонезии, а за ней последовала и в Эфиопии. Это удалось выяснить журналистам газеты The New York Times. Другие неожиданные подробности всплыли на слушаниях в Конгрессе. Оказывается, те, кто управлял разбившимся лайнером, даже не подозревали каким образом в некоторых ситуациях ведет себя электроника, поскольку в инструкции об этом не было сказано ни слова.
Из американских аэропортов сегодня вылетают какие угодно самолеты, но только не Boeing последней модели — 737 МАХ 8. Эксплуатацию этого лайнер запретили еще два месяца назад и не возобновят, пока органы авианадзора США не дадут на это разрешение.
Производитель до недавнего времени самого популярного американского самолета — Boeing — у себя на родине под огнем критики. Две катастрофы лайнера — в Индонезии и Эфиопии — произошли при схожих обстоятельствах. Недавно министерство транспорта Эфиопии опубликовало отчет о предварительных итогах расследования. Его авторы призывают авиакорпорацию изменить технические характеристики лайнера.
«Поскольку предварительное расследование зафиксировало повторяющиеся и неуправляемые пилотами случаи, которые приводят к автоматическому снижению носовой части воздушного судна, производителю рекомендуется пересмотреть работу системы управления полетом самолета», — говорится в отчете.
Речь идет о системе улучшения характеристик маневренности, сокращенно ее называют MCAS. Она предотвращает задирание носа самолета при получении соответствующего сигнала с датчика. Это новшество появилось только в лайнерах последней модели, однако пилоты о нем даже не знали!
Телекомпания CBS опубликовала аудиозапись со встречи пилотов Boeing с вице-президентом корпорации, которая состоялась через месяц после первой трагедии.
Пилот: «Эти ребята даже не знали, что эта чертова система была установлена».
Вице-президент компании Boeing: «Не уверен, что если бы они знали о ней, это бы что-то изменило».
Этот эмоциональный разговор сегодня вспомнили в Конгрессе на специальных слушаниях, посвященных безопасности полетов.
«Вы думаете, что информация про эту систему была неважной настолько, что о ней нет ни слова в инструкции? Летчикам не надо было об этом знать? Я как бывший пилот могу сказать, что информация должна была быть в инструкции», — сказал член Конгресса США от Демпартии Питер Де Фазио.
Авиакорпорация к тому же еще за год до первой катастрофы знала о возможных сбоях в работе датчиков, которые ошибочно могли активировать систему MCAS. Автоматика должна была играть роль предохранителя, а на деле вмешивалась в управление воздушным судном.
CNN: «Boeing знал о проблемах за год до первой катастрофы, а компания признается в этом только сейчас».
Бывший директор National Transportation Safety Board Питер Гольц: «За пределами США Boeing не вернется в небо еще долго. Компания просто потеряла доверие авиарегуляторов по всему миру».
The New York Times отмечает: неисправности не были устранены даже после первой катастрофы в Индонезии. Хотя пилоты «Американских авиалиний» лично просили об этом руководство авиаконцерна.
«На закрытом заседании они убеждали — Boeing должен подтолкнуть власти к принятию чрезвычайных мер, что, скорее всего, привело бы к приостановке полетов 737 MAX. Руководители Boeing оказали сопротивление. Они не хотели торопиться и заявили, что рассчитывают на пилотов, которые смогут сами справиться с проблемами», — пишет издание.
Но чтобы справиться с проблемой, надо знать о ее существовании. Как выяснили журналисты, на новом Boeing 737 MAX 8 функция оповещения пилотов о неисправности датчиков была платной — на усмотрение заказчика. Хотя на предыдущих моделях она входила в обязательный пакет.
Представители Федерального авиационного управления США настаивают: сертификация нового лайнера была проведена должным образом. Президент авиакорпорации Boeing обещает сделать работу над ошибками.
«Наши ведущие инженеры и Федеральная авиационная администрация неустанно внедряет новые программы, которые исключат повторение подобных аварий», — заявил Деннис Мюленбург.
Потери от приостановки эксплуатации новых авиалайнеров по всему миру обойдутся Boeing в один миллиард долларов. Авиакорпорацию засыпали исками. Как сообщает The Washington Post, в суд обращаются не только родственники жертв трагедий, но и акционеры. Они считают, что компания ввела их в заблуждение и «поставила прибыль выше авиационной безопасности и честности».