В Москве в рамках фестиваля «Черешневый лес» прошел концерт, посвященный великому Дюку Эллингтону
Оркестр под управлением Игоря Бутмана с легендарной американской певицей три часа создавал на сцене неповторимые импровизации.
Репетиция только одна. И вот что они обсуждают:
- Завтрак я себе не готовила.
- А что насчет вина?
- Конечно!
- Еще бы, ты не упустишь случая!
- Но лучше русское пиво!
А в это время руководитель оркестра без палочки и нот более чем популярно объясняет как надо играть! Так бывает только в джазе. Абсолютная свобода, это когда можно даже СМС-ку написать, пока тромбонисты отдуваются.
Отрепетировали за полчаса. Кажется, больше шутили, чем играли. В джазе ведь нет фальшивых нот, там все — эксперимент и многое не по плану.
«Если партнеры хорошие, ты можешь сыграть где-то ту ноту, которую ты не предполагаешь сыграть, может палец соскочить. Но твои партнеры могут сделать ее гениальной», — говорит музыкант, народный артист РФ Игорь Бутман.
На сцене концертного зала «Зарядье» легенда джаза Ди Ди Бриджуотер затмевает софиты ослепительным нарядом. Мелодия скачет между регистрами, перетекает из минора в мажор и обратно, а потом обрывается, каждый раз возрождаясь в новой музыкальной фразе.
Кокетливая, как певица эпохи хиппи, говорит про Игоря Бутмана: в ее первом оркестре сказали бы «откуда этот белый так хорошо понимает нашу музыку?!»
«Игорь очень внимательно относится к этому материалу, так же, как и его оркестр. Такое отношение мне очень нравится. Я люблю с ним работать!» — признается певица.
Концерт в рамках фестиваля «Черешневый лес» посвящен юбилею Дюка Эллингтона. Герцогу джаза, как его называют, в этом году 120. Кстати, России он всегда симпатизировал. В годы Второй мировой войны жертвовал деньги Красной Армии, а в 1971 году пробил «железный занавес» и приехал со своим оркестром в СССР.
Гастроли Эллингтона в Стране Советов проходят с невероятными аншлагами, билетов не достать. В Москве «на бис» музыкантов вызывают больше десяти раз, так что те дают джазу четыре часа на сцене. И даже газета «Правда», как сказали бы сейчас, рвет шаблоны. Ведь как раньше было: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!» А теперь рупор советской власти сообщает: «Музыканты выходят на сцену скромно, без каких-то особых церемоний». Ну, то есть это вам не буржуазные Beatles, а настоящие пролетарии!
А Бриджуотер пустили еще раньше! Со студенческим бэндом она выступала в Москве, когда все прогрессивное человечество требовало свободы Анжеле Дэвис! Но сама Диlи больше думала о дочке. Та вот-вот должна была появиться на свет. И это чуть не случилось прямо на сцене. Вот была бы импровизация!
«Она пошевелилась у меня в животе! А у меня был обтягивающий костюм, так что это так выглядело! Люди все видели, а я такая стою, пою и не понимаю, на что они уставились!» — вспоминает Ди Ди Бриджуотер.
Наверняка среди зрителей были те, кто помнит то выступление. Или слышал о нем в мифах и легендах — от родителей.
«Когда мы стали собирать пластинки, это же вообще тяжелое время было. Сколько дома хрустальных ваз было, все я отдал за пластинки», — рассказывает зритель.
«Очень хочется делать все эти движения и пританцовывать!» — делятся зрительницы.
Три часа эйфории на сцене, но в зале все равно опять никто не понял, почему нот всего семь, а джаз — это мелодия, которая никогда не повторяется. Так просто тут не разобраться!
«Вечером я точно выпью рюмку водки!» — заявляет Ди Ди.