Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
28 мая 2019, 21:28

Частные камеры контроля скорости на дорогах попали в поле зрения прокуратуры

Водителям не хочется улыбаться, когда их снимают эти камеры. Вновь разгорелась бурная дискуссия вокруг систем видеофиксации, которые устанавливают частные фирмы.

Многие автомобилисты обращают внимание — камер много не на опасных участках, а на тех, что считаются выгодными. И эта картина очень типичная. На дороге за городом, где нет ни домов, ни пешеходов, ввели ограничение скорости. А значит, велика вероятность, что треноги вырастут как грибы. Но это все нюансы. А вот в чем претензия — штрафы стали доходным бизнесом. В карманы коммерсантов зачастую попадает больше, чем в бюджет.

Так выглядят трудовые будни операторов передвижных камер. Эти ящики на треногах появились на обочинах дорог несколько лет назад. И все это время недовольные водители ведут против них настоящую войну. Те, кто ломают камеры, чаще всего не знают, что имущество принадлежит так называемому государственно-частному партнерству.

Эта концессия задумана в помощь регионам, чтобы те меньше тратили бюджетные деньги на видеофиксацию нарушений. Штат сотрудников ГИБДД сокращается, а одна такая камера на столбе стоит примерно два с половиной миллиона рублей. А ее еще нужно постоянно обслуживать — погода у нас во многих регионах суровая, камеры нередко выходят из строя, а иногда и просто покрываются дорожной пылью. А если чуткий прибор начал передавать неверные показания, то его надо ехать отключать или ремонтировать.

«В обязательном порядке выезжает бригада. Она уехала туда за сотни километров, поработала, вернулась обратно. Это одна камера обслужена», — говорит представитель компании-разработчика камер видеофиксации Сергей Кусов.

И тут появляется коммерсант, который говорит, что все эти расходы он берет на себя за долю малую от штрафа. Или не малую. Как посмотреть.

«За каждый штраф той компании, которая их обслуживает, приходит около 200 рублей. То есть, если штраф в размере 500 рублей мы уплачиваем со скидкой — 250 рублей, из них больше 200 уходит в карман к этим частникам, а государству не остается вообще ничего. Что же мы удивляемся, что оно жалуется на то, что у него нет денег ни на камеры, ни на их обслуживание, ни на инспекторов», — говорит автоюрист Сергей Радько.

По сути, частники с передвижными камерами заменили сотрудников ДПС с радарами, которые раньше тоже прятались все больше в кустах. Кстати, по закону, передвижные посты видеофиксации, в отличие от стационарных, не обязаны обозначаться предупреждающим знаком.

К стационарным камерам водители более или менее привыкли — их расположение известно, координаты забиты в навигаторы, а вот частные камеры появляются в самых неожиданных местах. Сегодня они снимают передний номер, которого у мотоцикла, кстати, нет, а завтра — задний. И если вы превысили скорость, то вам точно придет домой «письмо счастья».

При этом многие водители готовы платить штрафы, но только государству, им кажется, что к безопасности дорожного движения частники отношения не имеют.

Казалось бы, не превышай скорость, и тебя не будут волновать камеры — ни частные, ни государственные. Все это так, но многие водители жалуются, что неправильно установленные камеры — например, не под тем углом, ни на той высоте, искажают скорость. Сотрудники ГИБДД говорят, что все под контролем, но по факту проверяют они только документы и сертификат.

«Исправность состояния, высота установки — это уже прямая обязанность самих операторов», — сказал начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД Дмитрий Кузнецов.

О том, что передвижные и стационарные камеры завышают скорость порой до 20 километров в час, говорится в материалах масштабной проверки, которая сейчас проводит Генпрокуратура. Но это не главное нарушение. Самое интересно — кто и как получает право на раздел этого вкусного пирога. Прокуроры говорят, что очень часто концессию получают не по конкурсу на аукционе, а по знакомству.

«Это мошенничество, превышение полномочий, коммерческий подкуп. Нередки, к сожалению, случаи картельного сговора коммерческих структур на стадии, когда должны проводиться конкурсные процедуры», — сообщила старший прокурор отдела Главного управления Генпрокуратуры России Марина Иванова.

В правительстве России эту проблему заметили, и заявления звучат очень резкие.

«Сейчас камера — это средство коммерциализации. А камеры не должны зарабатывать, иначе они не там стоят. Мы подменяем главный мотив — добиваться, чтобы на этом участке, никто не нарушал. А сейчас мотив — добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом», — сказал заместитель председателя правительства России Максим Акимов.

Окончательное решение о судьбе государственно-частного в этой сфере будет приниматься после проведение всех проверок. Как заявил вице-премьер Максим Акимов, в течение нескольких лет государство намерено вернуть себе полный контроль над видеофиксацией нарушений правил дорожного движения.

Читайте также: