Инцидент в Оманском заливе может обернуться международным скандалом
В акватории сразу на двух танкерах с нефтью начался пожар. И как выяснилось – не случайно. Пострадавших нет, но ущерб – десятки миллионов долларов. Политические последствия непредсказуемы. Кто атаковал корабли на глазах у американского флота?
Клубы дыма поднимаются над огромными танкерами. Вокруг них спасательные лодки. Береговые службы одновременно получили сигнал SOS сразу с двух судов. Изначально сообщалось о неких взрывах, которые вызвали пожар. Позже уточнили, танкеры были атакованы торпедами. Чьими – сейчас главный вопрос.
Экипажам терпящих бедствие танкеров удалось спастись. Часть подобрал проходящий мимо сухогруз «Хендэ Дубай», остальных эвакуировали иранские моряки и доставили в ближайший порт. Всего спасли 44 человека, среди моряков оказались россияне, а также граждане Грузии и Филиппин.
«Все моряки, спасенные с атакованных танкеров в Оманском заливе, на данный момент находятся в порту города Джаск. Они были доставлены туда сотрудниками иранской береговой охраны. Моряков накормили, состояние здоровья удовлетворительное, жизни ничего не угрожает», – сообщил Андрей Ганенко, пресс-атташе посольства РФ в Тегеране.
Первый атакованный нефтяной танкер принадлежит норвежской компании «Фронтлайн». Он следовал из Арабских Эмиратов на Тайвань. На борту 75 тысяч тонн нефти. Как заявили в компании, прибыть в порт Тайбэя он должен был в июле. Но теперь под вопросом сможет ли танкер причалить к ближайшему берегу, он горит в 44 километрах от ближайшего порта. Информацию о том, что судно пошло ко дну, опровергли, но по-прежнему сохраняется угроза розлива нефти. И если возможный ущерб экологии еще предстоит оценить, то сумму перевозимого груза владельцы норвежского судна уже назвали – 30 миллионов долларов. Второй атакованный танкер шел под флагом Панамы из Саудовской Аравии в Сингапур. А позже выяснилось, зафрахтован он был японской фирмой, об этом заявил министр экономики и торговли Хиросигэ Сэко.
Новость вызвала особое внимание в Токио, ведь сегодня начался официальный визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Тегеран.
«Это очень подозрительно, что это произошло как раз во время визита японского премьер-министра Синдзо Абэ в Тегеран, который привез очередную оливковую ветвь и попытался стать, судя по всему, посредником между Соединенными Штатами и Ираном», – считает Владимир Фитин, руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока российского института стратегических исследований.
Это уже не первый инцидент в районе Оманского и Персидского заливов:12 мая у берегов Фуджейры подверглись атаке четыре танкера, тогда сообщили, что их повредили военно-морские мины.
Ситуация накалилась после введения американских санкций против Тегерана, Вашингтон запретил экспорт углеводородов из Ирана. В ответ иранские политики не раз угрожали перекрыть Ормузский пролив, а ведь через эту артерию проходит тридцать процентов мировых перевозок нефти.
«Это очень серьезная тема, связанная со страховым бизнесом, страхованием нефтеналивных танкеров и вообще грузовых судов, которые там проходят. Кто обеспечивает безопасность? Американская сторона. Британская. О чем говорил Трамп: платите больше, если хотите, чтобы мы обеспечивали вашу безопасность», – комментирует политолог, востоковед Каринэ Геворкян.
После инцидента мировые котировки потянулись вверх, после вчерашнего снижения нефть марки Brent повысилась в стоимости до 62 долларов за баррель. После спасательной операции экспертам предстоит выяснить, чьими торпедами были атакованы танкеры. Кстати, неподалеку от подбитых кораблей находятся ВМС США.