Вахтанговцы представили американской публике знаменитый спектакль — «Маскарад»
Признанный шедевр режиссера Римаса Туминаса неизменно производит на зрителей сильное эмоциональное впечатление.
Вахтанговской театр на этой сцене не впервые. Но каждый спектакль все равно требует настройки: надо рассчитать и жест, и силу звука, и непременно соблюсти традицию, которой больше сотни лет.
«Перед началом каждого спектакля собираемся всем составом, беремся за руки, сосредотачиваемся и посылаем, если хотите, в космос, к небу обращение: помоги нам, Бог, сыграть этот спектакль, чтобы он прошел хорошо», — рассказывает народный артист РФ Евгений Князев.
Из всех произведений Лермонтова эта вещь, пожалуй, самой трудной судьбы. Поэту трижды пришлось переписывать пьесу в угоду цензуре, но он так и не увидел свое детище на подмостках.
Римас Туминас перенес свою постановку из Вильнюсского театра на московскую почву несколько лет назад. По сути, собрал заново на крепкий проверенный костяк. С тех пор его «Маскарад» объехал десятки стран и пару континентов.
«Это настолько зрелищно. Я не знаю русского, но у меня дух захватывает. Совершенно! Я его кожей чувствую этот спектакль», — говорит Магда Кац.
Есть версия, что «Маскарад» написан с реальных персонажей. Любовь, ревность и страшная, так долго вынашиваемая месть. Почему 21-летнего поэта так глубоко волновала эта история? Звездич в спектакле ест черешню и неожиданно говорит с кавказским акцентом. Режиссерский отсыл к дуэли, на которой Мартынов, съев пригоршню ягод, легко и бездумно застрелил великого поэта. Звездич в Арбенина не стреляет, но невольно словом убивает наповал.
«Звездич толкает, а дальше уже взрыв не остановить. То есть он оказался этим запалом. Этим взрывателем. И его самого потом снесло», — говорит актер Леонид Бичевин.
Здесь все засыпано снегом. Снежный ком трагедии нарастает к концу, сметая, как лавина, главного героя. Этот спектакль можно было бы смотреть без звука — настолько он красив. Но с великой музыкой Арама Хачатуряна (композитор написал этот вальс специально для «Маскарада» в 1941 году) он превращается в незабываемое зрелище.
«Я потрясена оригинальностью. Тут прекрасные визуальные метафоры, музыка гениальная. Актерская игра замечательная. Тут все сказочно», — делится впечатлениями Джил О’Хара.
Вахтанговцы привезли этот снег с собой. Взяли даже с запасом. Труппа всегда играет в «родных» декорациях. И теперь эта русская метель в центре Нью-Йорка — одно из самых незабываемых событий театрального сезона.
«Американцы удивительно похожи на нас. Они тоже как дети. Им нужно тоже не только впечатление, смысл, глубина. Но еще и зрелище. Нужны ветер, огонь, люди, танцы, музыка», — говорит народный артист РФ Юрий Шлыков.
В первых рядах — Михаил Барышников. Правда, с прессой он не общается. Так решил еще десятки лет назад. Выдающийся танцовщик не пропустил ни одного спектакля вахтанговцев, которые выступают в рамках фестиваля «Вишневый лес».
«Театр российский находится на самом высоком уровне. И репертуарный театр, который существует в России, такого прецедента нет нигде. И в Америке такого нет», — генеральный продюсер фестиваля «Вишневый лес» Ирина Шабшис.
Знаменитый Бродвей с его шумными мюзиклами и захватывающими шоу отсюда в двух шагах. У публики выбор есть. И тем ценнее, что зрители пришли на русскую классику с ее вечным поиском ответов на вечные вопросы.