В Риме скончался режиссер Франко Дзеффирелли
Закончилась целая эпоха в итальянском искусстве. Ушел из жизни выдающийся режиссер Франко Дзеффирелли. Ему было 96 лет.
Дважды номинант на премию «Оскар», первый в истории гражданин Италии – рыцарь. Королева Великобритании присвоила ему этот титул за невероятно талантливые постановки Шекспира. Все любители оперы знают, какие масштабные спектакли он сделал для арены ди Верона. Всегда элегантный, с безупречным чувством стиля. Не удивительно, что ему приписывают родство с Леонардо да Винчи. Если это так, то своего великого предка он точно не подвел.
«Не называйте меня итальянцем, душа должна летать, не зная границ!».
Спектакли Франко Дзеффирелли шли в Лондоне и Москве, в Нью-Йорке и Милане. Но все же он был уверен: «лекарство от отчаяния и тоски – сесть в машину и отправиться во Флоренцию». Он родился там. После уроков английских гувернанток гулял по узким флорентийским улицам, и в голове наверняка крутились строчки из Шекспира. Ведь эти средневековые улочки и есть живые иллюстрации шекспировских пьес и сонетов. И вот свою первую большую полнометражную работу Дзеффирелли-режиссер снимает по пьесе «Укрощение строптивой».
Несравненная Элизабет Тейлор, в то время суперзвезда, уже вышел в прокат оскароносный фильм «Клеопатра», соглашается сниматься у режиссера-дебютанта, так в него поверила! Особая магия у Дзефферелли и с Фанни Ардан, он отдал ей роль оперной дивы Марии Каллас, только лишь увидев, как она стоит к нему спиной и разглядывает картину на стене.
«Знаете, у меня три жены, точнее даже трое детей: драматический театр, кино и опера. Я люблю всех троих одинаково, по-отечески – если это дети. Неописуемо страстно — если жены», – говорил режиссер. Вот и театральные постановки Дзеффирелли, даже сложные классические оперы, получались страстными. Опера – это любовь на всю жизнь. Подростком он просто сошел с ума от большого стиля русской оперы. Сперва увидел «Хованщину», затем «Бориса Годунова»: «Когда Господь создал музыку, человек получил самый дорогой подарок: музыка – это лингвистика. Она может донести до людей абсолютно все. Все, что иначе будет непонятно. Приподнять их над землей».
«В моей жизни были три потрясения, – однажды скажет Дзеффирелли. – Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова». Три великие театральные актрисы.
«Меня привел к Франко Дзеффирелли Пласидо Доминго, и вдруг Дзеффирелли сказал: "Стой так!". Я испугалась, вдруг что-то не так сделала. А он: "Ты абсолютная копия моей мамы"», – рассказывала Елена Образцова.
Даже став знаменитым на весь мир режиссером, он оставался все тем же мальчиком, так несправедливо рано потерявшим мать. Сам с незаживающей раной в душе, Дзеффирелли – свидетель всех изломов судьбы XX века. Он прошел Вторую мировую партизаном Итальянского сопротивления. И в конце 60-х как тонкий сейсмограф точно почувствовал этот сдвиг: молодое послевоенное поколение больше не хочет жить воспоминаниями об ужасах фашизма. Мир хочет любви.
«Ромео и Джульетта» Дзеффирелли стал фильмом-иконой эпохи хиппи, эпохи холодной войны. Настоящий прорыв и то, что роль Джульетты исполнила очень юная актриса, близкая по возрасту самой шекспировской героине.
Он любил Англию, и Англия отвечала ему взаимностью. Дзефферелли посвятили в рыцари указом Елизаветы II. А в Кремле он получил награду «За особые заслуги в развитии российско-итальянского сотрудничества».
У него не было стиля. Он и есть стиль. Даже в 80 лет Франко Дзеффирелли позировал фотографам, играя тяжелой тростью. Безупречный вкус и особая стать. А ведь он был внебрачным сыном торговца тканями. Для католической Италии того времени – просто катастрофа. Даже фамилию отца взять не мог: «Мама выбрала для меня эту: Дзеффиретти. Это взято из Моцарта, так как она была музыкантом. А потом они написали "Дзеффиретти", но ошиблись. И "т" превратилось в "л", вот так я оказался единственным на земле Дзеффирелли».
Единственный на земле рыцарь-флорентиец. Гениальный художник театра и мастер кинообраза. Дзеффирелли навсегда.