Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
7 июля 2019, 21:09

В Иркутской области общая беда объединила усилия людей по ликвидации последствий стихийного бедствия

В Иркутской области в зоне паводка нашли еще 30 человек, считавшихся пропавшими без вести. Неизвестной остается судьба еще 11, сообщили в МЧС. Крупнейшее наводнение в истории Приангарья унесло 22 жизни. Вода уже отступила из всех населенных пунктов, затронутых стихией, а их более сотни, за исключением Тулуна, который пострадал сильнее всего.

С помощью спутниковых снимков ситуацию можно представить в динамике. Тулун стоит на реке Ия, на снимке от 19 июня она в своем обычном состоянии. Через десять дней, 29 июня, уже совсем другая картина. Вода поднялась на полтора десятка метров от обычного уровня. Защитная дамба, построенная после сильных подтоплений почти сорокалетней давности, рассчитана на такое не была. Потоки с огромной скоростью стали подхватывать и уносить дома.

Третий снимок датирован серединой этой недели, когда все стало понемногу выправляться. И вот итог. Подтоплено более 10 тысяч жилых построек. Треть не подлежит восстановлению. На ликвидацию последствий стихии понадобится свыше 30 миллиардов рублей.

Еще 10 дней назад они не были даже знакомы. Сейчас Роман и Владимир едва ли не лучшие друзья! Один — заядлый рыбак, управлял лодкой; второй — местный житель, прокладывал маршрут. Скольких они спасли, конечно, не считали. Улица за улицей, рейс за рейсом. Лишь сейчас, когда вода сошла, они встречают здесь кого-то из своих случайных пассажиров.

Ноги Алексея, пока отвязывал собаку, зажало бревнами. Вода тем временем продолжала прибывать. «Плывем, смотрю, голова одна торчит, вошкается там в дровах», — вспоминает Роман.

Сотрудники МЧС рука об руку с местными жителями на больших и не очень деревянных, металлических, резиновых лодках. Спасательная операция продолжалась двое суток. В зоне бедствия в одночасье оказались тысячи людей.

«Пострадало более 1400 человек. В пострадавшие районы направлены дополнительные силы МВД России, Министерства обороны, Росгвардии», — сообщил глава МЧС Евгений Зиничев.

Это уже второе совещание президента по наводнению. Первое — поздно ночью в Братске, как только пошла большая вода, после облета территорий. Тогда Владимир Путин поставил перед губернатором Иркутской области главную задачу — немедленная помощь пострадавшим. Оставшихся без крова расселяли в пункты временного размещения, так называемые ПВР. Оказалось, что не все они пригодны для длительного пребывания людей.

«Вы в пунктах временного размещения были, смотрели?» — спросил глава государства.

«Да, вчера четыре посетил. Перед этим — тоже. И все члены правительства ездят, посещают ПВР», — сообщил губернатор.

«Ну, там некоторые из них явно не приспособлены для того, чтобы длительное время люди там находились. Что Вы предполагаете делать в этой связи», — спросил Владимир Путин.

«ПВР — это в основном школы, поэтому мы их должны успеть подготовить к 1 сентября, поэтому мы, конечно, их будем переселять», — пояснил глава Иркутской области.

«Ну, то есть Вы эту проблему видите и работаете над ее решением?» — уточнил президент.

«Конечно», — сказал Сергей Левченко.

«Губернатор? Мы его не видели. Ни губернатора, ни мэра нашего Кариха», — говорит жительница Тулуна.

«Губернатор не приезжал, Левченко вообще тут не видели. Вы посмотрите, что творится здесь вообще. Ни помощи, ничего. Это надо все убирать!» — рассказывает один из жителей.

Еще неделю назад Владимир Путин потребовал начать выплаты пострадавшим от наводнения, деньги из бюджета были сразу направлены в регион. Но до сих пор пострадавшие не находят себя в списках даже на единовременные выплаты

«Мы пришли к 9 часам, пройти не можем; отстоим весь день, и впустую, а дома ремонт надо делать, два месяца остается, и морозы, и все вот так на крыльце простоим!» — негодует Олег Комаров.

В шести районах Иркутской области подтоплены десятки населенных пунктов. Из-за разлива реки Ия самая тяжелая сложилась ситуация в Тулуне. До сих пор не работает водопровод. Проблемы со светом. Часть города словно на острове.

Город впервые затопило 35 лет назад. После того паводка некоторые районы были признаны небезопасными для проживания. Позже власти решили обнести их дамбой, и на сомнительных участках вновь начали расти дома.

Дамбу построили больше 10 лет назад с учетом наводнения 1984 года и даже с запасом. Но в этот раз она не спасла. Поверх дамбы не только шла вода, но и проплывали дома, сорванные потоком выше по течению. И хотя в этот раз уровень воды был в два раза выше, жителей не только не предупредили, а наоборот, просили не паниковать.

Оксана, одинокая мать четверых детей, одна со всей улицы заблаговременно перевезла всю семью к подруге. Соседи до последнего верили местным властям.

«Нас не затопит, не может этого быть». А когда наш дом заливала вода, они еще не осознавали и снимали на телефоны, как топит наш дом», — рассказывает Оксана.

Владимир показывает все, что осталось. Рассказывая о том, что было. Дом, баня, беседки, клумбы, искусственное озеро и даже рукотворный ручей. Но счастливое прошлое мгновенно сменилось горьким настоящим. Будущее пока не определено.

«Скорее всего, к дочке в Питер, зять уже присмотрел дом», — говорит мужчина.

Куда податься — вопрос сегодня самый актуальный не только для тех, кто полностью потерял жилье, но и для тех кто пытается осушить затопленные, но все же уцелевшие дома.

Люди оставили номер уже несуществующего дома. Специально для комиссии, которая оценивает ущерб. Подсчитывать тут много. Стихия разрушила целые микрорайоны. Даже где вода ушла, местность превратилась в болото. Повсюду стойкий запах сырости. Пока непонятно, можно ли начинать здесь восстановительные работы или эти кварталы уже непригодны для жилья.

«Все унесло, а скоро зима, вода стоит, хоть вешайся, ей богу, это же страшно», — плачет женщина.

Жители буквально на свалку выносят из квартир все, что наживали долгие годы. О возмещении ущерба глава правительства говорил с вице-премьерами.

«По оценке ущерба, утрат движимого и недвижимого имущества, решение этих вопросов на будущее, эту работу надо организовать. Она не бывает простой, она требует консультаций с людьми, потому что если, например, дом уже утратил свои функции, если недвижимость уничтожена, то тогда просто решать вопрос о том, где строить и что строить», — сказал председатель правительства Дмитрий Медведев.

Все четко должны взвесить эксперты правительственной комиссии. Страна уже сталкивалась с подобными трагедиями. Есть варианты решения и в этот раз.

«В ближайшие дни сделают график по восстановлению каждого объекта, буквально по каждому, социальной сферы инфраструктуры, сроки и так далее. Мы определили стоимость квадратного метра, который будет в этом регионе, по которому мы будем возмещать и компенсировать утерю жилья, это будет около 45 тысяч рублей за квадратный метр. Мы считаем, что этого достаточно, чтобы удовлетворить различные подходы. То ли это сертификат на новое жилье, то ли это восстановление жилья», — сообщил вице-премьер, глава комиссии по ликвидации последствий ЧП в Иркутской области Виталий Мутко.

Строительством новых домов для пострадавших от паводка займется единый подрядчик, сейчас объявлен тендер. С субботы, 6 июля, тем, кто частично лишился имущества, начали выплачивать компенсации по 50 тысяч рублей.

Общая беда объединила жителей Сибири. Иркутск, Красноярский край, Забайкалье. Легковыми машинами, фургонами, кто чем может, везут продукты питания, бытовую химию, питьевую воду. Даже школьники, подростки, все, кто готов хоть чем-то помочь, вместо того, чтобы отдыхать на каникулах, идут волонтерами, их опознавательные знаки — красные кресты.

В то же время продолжалась борьба за город. Отток воды с улиц города осложняла стихийная плотина. У моста через реку Ия течение собрало сотни унесенных потоком домов.

Федеральную трассу открыли быстро. Но чтобы еще понизить уровень воды, дома выдергивали из-под моста бульдозерами. Ломали экскаваторами, порой рискуя жизнью, заезжая прямо на завал.

«Приходилось на ходу придумывать, как это разбирать, 80% расчищено; сейчас на этом берегу работают добровольцы уже без тяжелой техники», — рассказывает спасатель Петр Гриценко.

В Иркутскую область за несколько дней из разных регионов перебросили мощнейшую группировку. Помимо спасателей, тысячи военных пекут хлеб, развозят воду, проводят дезинфекцию затопленных районов и поголовно вакцинируют людей. В армейских палатках врачи принимают пациентов с порезами, ушибами, колотыми ранами. В грязи опасность заражения вырастает в разы.

К работе в зоне паводка подключились подразделения Росгвардии Красноярского и Иркутского гарнизонов, более 500 человек. Созданы специальные мобильные группы, которые помогают разбирать завалы, развозят питьевую воду. Бойцы Росгвардии также круглосуточно патрулируют улицы, обеспечивают охрану различных объектов. Уже задержано пятеро подозреваемых в мародерстве. Заведены уголовные дела.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей